18 ноября исполняется 410 лет со дня образования лоцманской службы на Севере.
Лоцманы – специалисты, проводящие суда в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и в пределах их акваторий. Большинство морских портов не могут успешно работать без лоцманской проводки судов. К ним относится и Архангельский порт.
Прежде чем встать на рейде у Архангельска, идущие с моря суда должны были преодолеть около 40 км пути по узким и извилистым протокам дельты Северной Двины. Направление течения реки, меняющееся в зависимости от морских приливов и отливов, многочисленные песчаные отмели делали водное путешествие до Архангельска опасным. Однажды это спасло наш город от разграбления и сожжения. В 1701 году шведские военные корабли не смогли дойти до Архангельска. Они сели на мель около строящейся тогда Новодвинской крепости.
В Поморье лоцманское дело всегда было рискованным и ответственным. Надо было встретить корабль на входе в Северную Двину и провести его по сложному, часто меняющемуся фарватеру с мелями и многочисленными протоками. Этим могли заниматься только жители островов, расположенных в устье Двины. Только они знали безопасный путь для кораблей от взморья до городской пристани. «Корабельные вожи» – так долгое время называли первых поморских лоцманов. Разбросанные по разным селениям, они со временем обосновались в одном месте, создав лоцманский стан.
Лоцманский стан – это семь поморских деревень, в которых жили династии «корабельных вожей»: Верхние и Нижние Хвосты, Кальчино, Кавкала, Пустошь, Ильины Пески и Залахотье. Профессия была очень уважаемой среди моряков, передавалась по наследству, работа лоцмана хорошо оплачивалась. В период навигации лоцманы очень редко бывали дома, родные деревни они наблюдали лишь с борта проходящих мимо кораблей. А у причала Архангельска иногда стояло одновременно до четырёхсот судов.
Во время визитов в Архангельск Пётр I познакомился с «корабельными вожами» и увидел, каковы они в деле. Местные лоцманы Котцов и Алтуфьев спасли жизнь царя, попавшего в сильный шторм на Белом море. Пётр I оценил не только их профессиональное мастерство и знание иностранных языков, но и личностные качества – умение отстоять своё мнение и постоять за себя. Ведь по лоцману, его внешнему виду и умению держаться, у иностранных моряков складывалось первое впечатление не только о порте, но и государстве, которое им довелось посетить. По указу Петра Первого для лоцманов была введена единая форма одежды, а для лоцманских судов – специальный знак. Все указы и распоряжения, касающиеся лоцманов, были свидетельством признания их заслуг и значимости дела, которому они служат.
Эти и другие интересные факты из истории одной из самых сложных и ответственных профессий можно узнать из книг и статей:
Попов Г.П. Корабельные вожи / Г.П. Попов // Ногою твёрдой стать при море…: Штрихи к портрету Архангельского порта / Г.П. Попов. – Архангельск, 1992. – С. 19–50.
Попов Г.П. Лоцманы Архангельского порта / Г.П. Попов, Р.А. Давыдов // Морское судоходство на Русском Севере в ХIХ – начале ХХ вв.: [В 2 кн.] Кн.1. / Г.П. Попов, Р.А. Давыдов. – Екатеринбург; Архангельск, 2002. – С. 120–139.
Меньшиков В.М. Два капитана из Залахотья / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2015. – № 7–8. – С. 56–64.
Меньшиков В.М. Лоц-командиры Общества архангельских лоцманов / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2014. – № 5. – С. 6–10; № 6. – С.40–44.
Меньшиков В.М. Лоцманская артель: (к 400-летию Общества Архангельских лоцманов) / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2013. – № 4. – С. 25–29.
Меньшиков В.М. Пустошный Б.П. – сын лоцмана, лоцман, командир корабля / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2014. – № 3. – С. 37–40.
Шошин О.М. Учитель школы лоцманов / О.М. Шошин // Известия Русского Севера. – 2011. – № 5. – С. 37–38.