К 410-летию лоцманской службы на Севере


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

К 410-летию лоцманской службы на Севере

18 Ноября 2023

18 ноября исполняется 410 лет со дня образования лоцманской службы на Севере.

Лоцманы – специалисты, проводящие суда в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и в пределах их акваторий. Большинство  морских портов не могут  успешно работать  без лоцманской проводки судов. К ним относится и Архангельский порт.

Прежде чем встать на рейде у Архангельска, идущие с моря суда должны были преодолеть около 40 км пути по узким и извилистым протокам дельты Северной Двины. Направление течения реки, меняющееся в зависимости от морских приливов и отливов, многочисленные песчаные отмели делали водное путешествие до Архангельска опасным. Однажды это спасло наш город от разграбления и сожжения. В 1701 году шведские военные корабли не смогли дойти до Архангельска. Они сели на мель около строящейся тогда Новодвинской крепости.

В Поморье лоцманское дело всегда было рискованным и ответственным. Надо было  встретить корабль на входе в Северную Двину и провести его по сложному, часто меняющемуся фарватеру с мелями и многочисленными протоками. Этим могли заниматься только жители островов, расположенных в устье Двины. Только они знали безопасный путь для кораблей от взморья до городской пристани. «Корабельные вожи» – так долгое время называли  первых поморских лоцманов. Разбросанные по разным селениям, они со временем обосновались в одном месте, создав лоцманский стан.

Лоцманский стан – это семь поморских деревень, в которых жили династии «корабельных вожей»: Верхние и Нижние Хвосты, Кальчино, Кавкала, Пустошь, Ильины Пески и Залахотье. Профессия была очень уважаемой среди моряков, передавалась по наследству, работа лоцмана  хорошо оплачивалась. В период навигации лоцманы очень редко бывали дома,  родные деревни они наблюдали лишь с борта проходящих мимо кораблей. А у причала Архангельска иногда стояло одновременно до четырёхсот судов.

Во время визитов в Архангельск Пётр I познакомился с «корабельными вожами» и увидел, каковы они в деле. Местные лоцманы Котцов и Алтуфьев  спасли жизнь царя, попавшего в сильный шторм на Белом море. Пётр I оценил не только их профессиональное мастерство и знание иностранных языков, но и личностные  качества – умение отстоять своё мнение и  постоять за себя. Ведь по лоцману, его внешнему виду и умению держаться,  у иностранных моряков складывалось первое впечатление не только о порте, но и государстве, которое им довелось посетить. По указу Петра Первого для лоцманов была введена единая форма одежды, а для лоцманских судов – специальный знак. Все  указы и распоряжения, касающиеся лоцманов,  были свидетельством признания их заслуг и значимости дела, которому они служат.

Эти и другие интересные факты из истории одной из самых сложных и ответственных профессий можно узнать из книг и статей:

  • Попов Г.П.  Корабельные вожи / Г.П. Попов // Ногою твёрдой стать при море…: Штрихи к портрету  Архангельского порта / Г.П. Попов. – Архангельск, 1992. – С. 19–50.

  • Попов Г.П.  Лоцманы Архангельского порта / Г.П. Попов, Р.А. Давыдов // Морское судоходство на Русском Севере в ХIХ – начале ХХ вв.: [В 2 кн.] Кн.1. / Г.П. Попов, Р.А. Давыдов.  – Екатеринбург; Архангельск, 2002. – С. 120–139.

  • Меньшиков В.М. Два капитана из Залахотья / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2015. – № 7–8. – С. 56–64.
  • Меньшиков В.М. Лоц-командиры Общества  архангельских лоцманов / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2014. – № 5. – С. 6–10; № 6. – С.40–44.
  • Меньшиков В.М. Лоцманская артель: (к 400-летию Общества Архангельских лоцманов) / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2013. – № 4. – С. 25–29.
  • Меньшиков В.М. Пустошный Б.П. – сын лоцмана, лоцман, командир корабля / В.М. Меньшиков // Известия Русского Севера. – 2014. – № 3. – С. 37–40.
  • Шошин О.М. Учитель школы лоцманов / О.М. Шошин // Известия Русского Севера. – 2011. – № 5. – С. 37–38.


Количество просмотров: 511

Возврат к списку