Всероссийская конференция «Роль библиотек в развитии и укреплении традиций семейного чтения»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Всероссийская конференция «Роль библиотек в развитии и укреплении традиций семейного чтения»



Всероссийская конференция «Роль библиотек в развитии и укреплении традиций семейного чтения»

 

1–3 апреля 2015 года в Архангельской областной детской библиотеке имени А. П. Гайдара состоялась всероссийская конференция «Роль библиотек в развитии и укреплении традиций семейного чтения». Цель мероприятия — повышение профессиональной компетентности библиотекарей в области развития семейной читательской культуры населения. В работе конференции приняли участие Ольга Константиновна Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе», преподаватели Северного арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова и Архангельского областного института открытого образования, а также сотрудники издательского дома «КомпасГид». На конференции свой опыт работы по возрождению традиций семейного чтения представили библиотеки Архангельска, Северодвинска, Москвы, Ярославля, Южно-Сахалинска, Пензы, Белгорода, Самары, Липецка, Республики Коми.

Разговор о библиотечной работе с семьёй предваряли выступления специалистов по педагогике и психологии. Участники  обозначили актуальные проблемы института семьи, детского чтения, развития читательских компетенций в начальной школе. Методист Центра профилактики социального сиротства Архангельского областного института открытого образования Э. Б. Галушина выделила целый ряд ключевых проблем семьи и воспитания на современном этапе: дефицит общения, разобщённость, утрата родителями традиционных нравственных ориентиров. Раскрывая понятие «ответственное родительство», Эммилия Борисовна напомнила, что родители должны в первую очередь руководствоваться не своими собственными желаниями, а интересами и потребностями ребёнка как личности. Кроме того, семья должна давать ребёнку защиту от давления окружающего мира.

Психологическая нагрузка на ребёнка многократно возрастает, когда он идёт в школу. В своём выступлении ассистент кафедры психологии Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова Л. И. Шахова доказала, что семейное чтение – тот самый ресурс, который позволяет эффективно нейтрализовать большинство угроз психологической безопасности. Оно создаёт условия для телесного контакта и общения с малышом, оно же позволяет ребёнку пережить многие сложные ситуации с помощью книги и подготовиться к ним в реальной жизни. Старший преподаватель института педагогики и психологии С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова Г. А. Неверович рассказала о введении новых стандартов образования и о том, как они повлияли на концепцию детского чтения. Она раскрыла особенности системно-деятельностного подхода к урокам литературного чтения и подчеркнула, что в деле воспитания читателя крайне важно и даже необходимо систематичное взаимодействие семьи, школы и библиотеки. Причём разрозненные библиотечные занятия, на которые приходят группы учеников, уже не отвечают требованиям времени: необходима содержательная и слаженная работа с учётом компетенций каждой из сторон (библиотекарь — эксперт в области детской литературы, учитель владеет новейшими педагогическими технологиями работы с книгой, родитель заинтересован в развитии своего ребёнка).

Сегодня библиотеки активно сотрудничают с семьёй, ведут работу по возрождению и укреплению традиций семейного чтения. Об этом говорит немалое количество заявок на участие, пришедших к организаторам конференции из разных уголков России. В силу разных причин большая часть выступлений проходила в режиме «онлайн», что, конечно, не помешало участникам  составить полноценное представление об опыте работы библиотек с семьёй.

Для молодой семьи сотрудничество с библиотекой иногда начинается ещё до рождения малыша. Так, на базе Архангельской ЦБС проходит лекторий «Мой кроха и я», направленный на просвещение молодых родителей. Каждое занятие — это встреча с компетентным специалистом в той или иной области (медицина, документоведение, психология и др.). Об этом рассказала главный сотрудник по работе с детьми отдела инновационно-методической деятельности и библиотечного маркетинга Л. Н. Гарганчук. Схожий  опыт работы представила и заведующая отделом научно-аналитической работы Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака Е. А. Булышева. В Сыктывкаре лекторий для будущих мам проводится не в библиотеке, в отделении патологий беременности местной больницы. А в роддоме ежегодно проходит акция, когда счастливым родителям дарят буклеты о детской литературе и комплект книжек для самых маленьких, а новорождённому малышу вручают читательский билет. Похожие акции проводят библиотеки Белгорода, Южно-Сахалинска и других городов России.

Библиотека заявляет о себе ещё до вступления ребёнка в «сознательный читательский возраст». Ещё до недавнего времени на абонементы записывали с трёх лет, сегодня всё больше библиотек стремятся привлечь в ряды своих читателей детей более раннего возраста. Опытом организации развивающих занятий для детей от 1,5 до 3 лет  поделились сотрудник отдела информации по проблемам детства АОДБ им. А. П. Гайдара А. С. Лапина и заведующая сектором отдела досуга и творческого развития читателей Липецкой областной детской библиотеки Н. К. Нестеренко. Цель таких занятий  – развитие детей раннего возраста через книгу и игру. Книга — обязательный «гость» этих встреч. Она может ненавязчиво присутствовать в пространстве, окружающем малышей, а может стать центром, вокруг которого строится занятие, когда все игры, все театральные постановки, все творческие задания объединены одной историей. Родители, бабушки, дедушки тоже участвуют в играх и разговорах. И дело не только в раннем возрасте ребёнка, но и в совместной содержательной деятельности взрослого и малыша, в создании атмосферы сотрудничества между библиотекарями, родителями и детьми в пространстве библиотеки.

Отвечая запросам времени, сегодня детские библиотеки позиционируют себя в местном сообществе как центры семейного досуга. Многие участники конференции представили опыт проведения творческих мастерских, мастер-классов, праздников, вечеров семейного чтения, направленных на организацию содержательного досуга детей и их родителей. В целом ряде библиотек на протяжении многих лет действуют семейные клубы различной направленности. Руководитель центра сопровождения чтения Самарской областной детской библиотеки М. И. Васильева рассказала о литературно-игровом семейном салоне «ЛИС», созданном в 2003 году. Каждое заседание клуба — это командная семейная игра по самым разным темам. А клуб «Живой родник», существующий при Пензенской областной библиотеке для детей и юношества более 20 лет, радует семьи праздниками, конкурсами, театральными постановками. О работе клуба рассказала заместитель директора библиотеки М. Г. Русакова. Главный библиотекарь методического отдела АОДБ им. А. П. Гайдара А. Н. Макурина рассказала о семейном клубе, встречи которого проходят на базе библиотеки. На каждой из них обязательно зачитывается вслух одно из лучших произведений детской литературы.

Библиотеки направляют свои усилия на повышение престижа читающих семей. Заместитель Ярославской областной детской библиотеки имени И. А. Крылова Е. В. Красулина рассказала о масштабном областном конкурсе «Самая читающая семья», инициированном библиотекой. Подобные конкурсы проводятся в Республике Коми и других регионах России. Работа с семьёй ведётся во многих библиотеках страны, участники конференции убедились в том, что не забыты традиционные формы (родительские собрания, выставки, тематические папки, стенды, библиографические и информационные пособия по различным вопросам семейного чтения), в то же время ведётся поиск новых способов приобщения к семейному чтению.

Главный редактор журнала «Библиотека в школе» О. К. Громова в своих выступлениях не повторяла азбучных истин, а как раз задавала непростые вопросы и поднимала  сложные проблемы.

Семейное чтение, безусловно, является способом получения новой информации и накопления знаний, но стоит ли в беседах с родителями выводить эту функцию на первый план? Возможно, гораздо важнее поговорить о том, что семейное чтение создаёт условия для общения взрослого и ребёнка и является способом ненавязчивого воспитания? Как «просвещать» родителей в условиях страшного дефицита времени? Стоит ли бояться выходить за стены библиотеки? А что, если подумать над расширением ассортимента информационной мини-продукции (буклеты, закладки), посвящённой семейному чтению и разложить её в холле библиотеки для всех желающих? Ольга Константиновна убеждена, что, помимо вопроса о роли семейного чтения в развитии личности и разговора о способах приобщения ребёнка к книге, на встречах с родителями необходимо вспоминать и о важности грамотного выбора книги для ребёнка, нужно обучать взрослых пользоваться интернет-источниками по детскому чтению и детской литературе. Но все ли библиотекари готовы к этому — к тому, чтобы говорить с родителями не только о «золотой полке», но и о современной литературе? И, пожалуй, самый сложный вопрос: если наставление детей в вопросах чтения — это помощь в выборе лучшей литературы, то на чей взгляд она должна быть лучшей? Кто устанавливает критерии хорошего вкуса?

Проблеме выбора хорошей детской книги О. К. Громова посвятила отдельное выступление. Ольга Константиновна отметила: сегодня на полках магазинов немало книг, не соответствующих элементарным санитарно-гигиеническим нормам, педагогическим (грамотность, выверенность фактов, честность) и художественным (соответствие текста и иллюстраций хорошему вкусу) критериям. Однако «прогрессивная» общественность гораздо чаще ополчается на книги, которые поднимают трудные темы. В последние годы в силу разных причин главенствует представление о некоей охранительной функции детской литературы. И кого же мы оберегаем? Детей — от «негатива» или себя — от трудных тем и неоднозначных ответов? Где кончается социальная ответственность и начинается цензура? Сейчас перед взрослыми «проводниками» детских книг стоит непростой выбор. «Защищать» детей от «вредных» историй, показывающих не только светлые стороны жизни — или же взвешенно, но честно говорить с маленькими людьми о трудных вещах и с помощью книг учить детей и подростков думать самим, а не принимать всё на веру.

Непросто разговаривать с детьми и о «трудных» темах нашей истории. Ольга Константиновна привела пример: в отечественной детско-юношеской литературе при огромном количестве книг о Великой Отечественной войне почти нет произведений о людях, угнанных на работы в Германию… До недавнего времени не поднималась в литературе для детей и тема политических репрессий 30-х годов XX века. Сама О. К. Громова написала повесть «Сахарный ребёнок», которая является литературной обработкой воспоминаний Стеллы Нудольской о детстве, проведённом в Киргизии, куда её с матерью выслали из Москвы как «членов семьи изменника родины». Презентация этой книги завершала второй день конференции.

Книга «Сахарный ребёнок», как и многие другие детско-юношеские произведения, поднимающие непростые темы, была выпущена в московском издательстве «КомпасГид». Гостем библиотеки в дни конференции стала Р. М. Ахмелетдинова, координатор культурных проектов издательства. Румия Медихатевна представила обзор книг «КомпасГида», которые подходят для совместного чтения взрослыми и детьми.

Главный вывод конференции можно сформулировать следующим образом: следуя проторенной дорогой, надо чувствовать пульс времени и всегда спрашивать себя, что я делаю, как и можно ли делать это успешней.

 

 



Назад в раздел