Понять Гиваргизова


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Понять Гиваргизова

Понять Гиваргизова

В успешности писателя Артура Гиваргизова мало кто сомневается! Состоит в литературном процессе с конца девяностых (прошлого века), а издано уже почти два десятка «отдельных» книг. Его любят критики, маститые писатели не устают хвалить его дерзкий талант. А вот среди «непрофессиональных» читателей произошёл раскол. Дети (некоторые) читают Гиваргизова и от души хохочут, а вот взрослые (тоже некоторые) заявляют: «Это же бред!» - или возмущаются: «Это непедагогично! Ничего святого!» Радетели попробовали разобраться в этой разноголосице.



Радетели разделились. Кому-то тексты Гиваргизова полюбились «с первого взгляда», а у кого-то вначале вызвали недоумение и даже неприятие (Что за бред!) и лишь затем были оценены по достоинству. В очередной раз мы убедились: есть авторы, в которых надо обязательно вглядываться и вчитываться. Стоит только «включиться» в игры разума и языковые игры, которые предлагает нам автор, стоит только очистить сознание от шаблонных установок на непременную «лобовую моральность» детской литературы – и тогда мы увидим, что Гиваргизов вовсе не издевается над педагогами, а жалеет их. Как и дети, они жертвы. «Жертвы чего?» – спросите вы. Видите, какие серьёзные пошли размышления. Он не пустопорожний хохотун (хотя рассмешит и мёртвого), но мыслитель и лирик. Прочтите «Сказки про королей», и вы удивитесь, насколько точно писатель в коротюсеньких текстах отразил нашу нынешнюю (и нашу извечную) общественную и политическую атмосферу. А «Непослушный пират» - настоящая поэма о тоске современного городского человека по настоящему, подлинному…
Блюстителям порядка следует напомнить также, что художественный мир Гиваргизова вырос не на пустом месте. Были в детской литературе Хармс, ОБЭРИУТЫ и Григорьев, с их абсурдом, чёрным юмором и всепоглощающей игровой стихией. Были Голявкин и Драгунский, знавшие о внутренней жизни ребёнка самое-самое сокровенное.
Главное, что нужно для понимания Гиваргизова, - чувство юмора, конечно, и немалое. Юмор особый. Ироничный, но незлой; абсурдный, но не отрывающийся от реальности; едкий (порой), но не кислотный.
Критики считают произведения Гиваргизова кривым зеркалом уродливой реальности, в которой «взрослые потеряли авторитет, перестали понимать не только детей, но и самых себя», в которой даже дети ощущают скуку, потерянность и обречённость. Радетели, в общем, согласны с постановкой вопроса, только с маленькой поправкой. Мир порой нелеп и даже ужасен, но Гиваргизов не отрицает его, не бичует его пороки, но предлагает нам взглянуть на всё с юмором и научиться получать удовольствие от жизни.
А всё-таки что привлекает «целевую аудиторию»? Радетелям сказочно повезло в тот вечер: почётным гостем заседания стал 11-летний почитатель творчества Гиваргизова, который не только порадовал всех блестящим исполнением рассказов любимого автора, но и поделился своими чувствами и мыслями. Выяснилось, что в Гиваргизове подкупает то, что он ничему не учит, что из обыденного жизненного материала умеет создать приключение, что он помогает с юмором относиться к школе. И ещё одни важный штрих: в текстах Гиваргизова на всё состоит из смеха. Они вырастают из реальной жизни и, хоть и выворачивают её порой наизнанку, никогда не отрываются от неё. Интересно, что сказали бы на это тётеньки и дяденьки, утверждающие: книги Гиваргизова – это абсурд, ведущий в никуда, гогот ради гогота и ничего святого! Есть святое, конечно, есть! Право ребёнка на внутреннюю свободу и фантазию, и ни грамма фальши, конечно.
Конечно, всегда останутся те, кто, придя в библиотеку, скажет: «Вот Гиваргизов, зачем он пишет? Для кого? Ведь его рассказы ничему не учат!»
- Чтобы дети полюбили школу, потому что там прикольно!
- Чтобы дети радовались, получали удовольствие от чтения.
- Чтобы развивалось чувство юмора.
- Чтобы дети учились мыслить нешаблонно, умели по-новому взглянуть на привычные вещи…
В общем, радетели готовы принять любую неконструктивную критику в адрес Артура Гиваргизова в полной боевой готовности!