Детская зависть


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Детская зависть

Психологи разделяют зависть на белую и черную. Белая – когда хочешь, чтобы у тебя это было, стремишься к лучшему. А черная – когда хочешь, чтобы у другого этого не было любой ценой, вплоть до уничтожения. И плохо, когда зависть чернеет. В каких же случаях это происходит?

Во-первых, когда мы не понимаем психологию зависти и наивно рассчитываем уберечь ребенка от коварного чувства, давая ему все мыслимое и немыслимое. Подвох в том, что, когда все приедается и становится скучным, зависть может разгореться всепоглощающим пламенем…

Во-вторых, когда ребенок воспринимает жизнь, как частокол ограничений: этого мы не можем себе позволить, это нам не по карману и так далее…Но в этом случае детское восприятие решающим образом зависит от того, как воспринимаем жизнь мы. Если с постным лицом обделенных судьбой – будьте спокойны, что и ребенок быстро утратит способность радоваться тому, что есть.

В-третьих, когда ребенок не чувствует себя свободным, принимая свои детские решения. В нас могут просыпаться довольно сложные чувства, когда он, например, меняет дорогую игрушку на бог весть что. Давая волю таким чувствам, мы сообщаем ребенку, что он вместе со всеми его переживаниями – наша полная собственность. Оказывается, что игрушка не его, а наша и у него нет вообще ничего, чем он мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Если учесть, что дети вообще объективно подчинены взрослым, вызвать чувство повышенной, сковывающей зависимости не так уж и трудно.

В-четвертых, когда мы снисходительно относимся к агрессивным проявлениям детской зависти и тем паче когда сами демонстрируем это детям. «Так ему и надо!» - со скрытым злорадством заявляем мы, узнав о несчастье несимпатичного нам сослуживца или знакомого. Можно не сомневаться – ребенок впитает ваши интонации как губка.

Если же искать некий общий психологический знаменатель «почернения» зависти, причем не только детской, то им оказывается сниженное чувство самоуважения, которое с избытком компенсируется самоутверждением.

Под маской самоутверждения могут скрываться самые разные обличья зависти: «несправедливо обделенный» - страдающий, несмотря на свою замечательность; «Господь Бог», выносящий вердикты по поводу якобы плохих качеств других людей; «судья», решающий, справедливо или несправедливо к кому-то пришла беда и так далее.

Как быть? Что же сделать, чтобы зависть не причинила зла ребенку?

Психологи считают, что имеет смысл попытаться разобраться с собственной завистью и ее проявлениями. Ведь ребенок лепит себя с нас – не с таких, какими мы осознанно хотим выглядеть в его глазах, а с таких, какие мы есть. Так что наши слова: «Завидовать нехорошо» меркнут перед гримасой огорчения в ответ на чей-то успех или брошенное «Так ему и надо!» в ответ на чью-то беду.

И хорошо бы помнить, что зависть – это вовсе не то, что нужно выжигать каленым железом воспитания. Зависть – это то, обращению с чем мы можем научить ребенка, как учим его одеваться, пользоваться туалетом или столовым прибором. Она может стать его внутренним ангелом или дьяволом – в зависимости от того, как мы, взрослые, научим его обращаться с ней.

Использованная литература:

  1. Каган, Виктор. Черное неудовольствие души / В. Каган // Домашний очаг. – 2002. - № 2. – С. 88-90.
  2. Руднева, Лариса. Два цвета зависти / Л. Руднева // Здоровье школьника. – 2009. - № 4. – С. 60-61.

Возврат к списку