Детский эгоизм


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Детский эгоизм

В словаре С.И. Ожегова можно найти следующее определение: «Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Детский эгоизм – состояние особое. Это абсолютно естественная для ребенка позиция, из которой с равной вероятностью могут вырасти и эгоизм, и альтруизм.

Пожалуй, первые конфликты вокруг детского эгоизма разыгрываются с момента, когда ребенок начинает называть себя «я». Тут вам и упрямство (будет так, как я сказал) и негативизм (отвергание едва ли не всего, что предлагают взрослые: «И не я, и не кашу, и не есть, и не буду»). Ну почему бы ему не подумать, не почувствовать, что другим плохо от его упрямства и беспрестанного «неканья»?! Эгоист несчастный!

А он никакой не эгоист: испытание своего только что появившегося «я» в отношениях с жизнью и с другими людьми – главная задача этого возраста. Останется она нерешенной – и человек всю жизнь будет, подобно трехлетке, утверждать себя в собственных и чужих глазах.

Об эгоизме в истинном смысле слова можно говорить тогда, когда пренебрежение интересами других ради своих собственных сознательно, то есть когда человек осознает, что его поступок нанесет ущерб другим, и все же совершает его.

Главное, что мы не должны делать, это затевать войну эгоизмов – нашего и детского. В ней никогда не бывает победивших – победа любой из сторон оказывается пирровой победой, нарушающей или разрушающей эмоциональные контакты, делающей и детей, и нас более одинокими в этом мире.

Конечно, вы готовы отдать своему ненаглядному лучшее, да и вообще все. Но приходится искать такие способы отдавать, которые не мешают, а помогают ребенку учиться делиться с другими.

Для ребенка очень важно видеть то поведение, которого ждут от него, в исполнении окружающих. Это не только отношение взрослых друг к другу, но и реакция на это отношение.

Теплые чувства, которые возникают у человека в ответ на проявленное к нему внимание, заражают и маленького – он тоже хочет такого ответного тепла и будет стремиться получить его. Это один из самых мощных механизмов воспитания.

Помогая ребенку пережить радость, получить удовольствие от альтруистического поведения, мы учим его не быть эгоистом гораздо эффективнее, чем вступать в открытую войну с эгоизмом. В конце концов, кто такой альтруист? Это человек, личный интерес которого ориентирован на интересы других. Разумное человеческое поведение рождается там, где эгоистическая и альтруистическая установки встречаются и умеют договориться.

Такова точка зрения на проблему детского эгоизма известных детских психологов.

Использованная литература:

  1. Каган, Виктор. Это больше меня / В. Каган // Домашний очаг. – 2001. - № 12. – С. 129-131.
  2. Касьяникова, Галина. Один в поле воин / Г. Касьяникова // Счастливые родители. – 2006. - № 11. – С. 168-172.
  3. Путляева Л. Ваш ребенок – эгоист? / Л. Путляева // Начальная школа. – 2008. - № 11. – С. 36-39. – (Первое сентября).


Возврат к списку