В словаре С.И. Ожегова можно найти следующее определение: «Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».
Детский эгоизм – состояние особое. Это абсолютно естественная для ребенка позиция, из которой с равной вероятностью могут вырасти и эгоизм, и альтруизм.
Пожалуй, первые конфликты вокруг детского эгоизма разыгрываются с момента, когда ребенок начинает называть себя «я». Тут вам и упрямство (будет так, как я сказал) и негативизм (отвергание едва ли не всего, что предлагают взрослые: «И не я, и не кашу, и не есть, и не буду»). Ну почему бы ему не подумать, не почувствовать, что другим плохо от его упрямства и беспрестанного «неканья»?! Эгоист несчастный!
А он никакой не эгоист: испытание своего только что появившегося «я» в отношениях с жизнью и с другими людьми – главная задача этого возраста. Останется она нерешенной – и человек всю жизнь будет, подобно трехлетке, утверждать себя в собственных и чужих глазах.
Об эгоизме в истинном смысле слова можно говорить тогда, когда пренебрежение интересами других ради своих собственных сознательно, то есть когда человек осознает, что его поступок нанесет ущерб другим, и все же совершает его.
Главное, что мы не должны делать, это затевать войну эгоизмов – нашего и детского. В ней никогда не бывает победивших – победа любой из сторон оказывается пирровой победой, нарушающей или разрушающей эмоциональные контакты, делающей и детей, и нас более одинокими в этом мире.
Конечно, вы готовы отдать своему ненаглядному лучшее, да и вообще все. Но приходится искать такие способы отдавать, которые не мешают, а помогают ребенку учиться делиться с другими.
Для ребенка очень важно видеть то поведение, которого ждут от него, в исполнении окружающих. Это не только отношение взрослых друг к другу, но и реакция на это отношение.
Теплые чувства, которые возникают у человека в ответ на проявленное к нему внимание, заражают и маленького – он тоже хочет такого ответного тепла и будет стремиться получить его. Это один из самых мощных механизмов воспитания.
Помогая ребенку пережить радость, получить удовольствие от альтруистического поведения, мы учим его не быть эгоистом гораздо эффективнее, чем вступать в открытую войну с эгоизмом. В конце концов, кто такой альтруист? Это человек, личный интерес которого ориентирован на интересы других. Разумное человеческое поведение рождается там, где эгоистическая и альтруистическая установки встречаются и умеют договориться.
Такова точка зрения на проблему детского эгоизма известных детских психологов.
Использованная литература: