Правила о правилах, или Ещё раз о наказании!


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Правила о правилах, или Ещё раз о наказании!

Разговор начался с вопроса: ПОСЛУШНЫЙ ребёнок – какой он?

Многие родители ответили, что это ребёнок, который, прежде всего, слышит то, о чём его просят взрослые, и выполняет их просьбы или требования (желательно с первого, а не с десятого раза). Однако добиться этого бывает довольно сложно, поэтому и приходится прибегать к наказаниям: ругать, отчитывать, лишать чего-то, ставить в угол или даже шлёпать.

Как же сделать так, чтобы необходимость в наказаниях такого рода отпала? Родители пришли к выводу: если вся жизнь ребёнка протекает по определённым правилам игры и он эти правила знает, принимает, то необходимость в наказаниях отпадает.

Что же это за волшебные правила такие?

Обобщив всё то, что говорили родители, мы хотим предложить вашему вниманию ПРАВИЛО О ПРАВИЛАХ с пометками на полях.

1. Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребёнка.

Почему?

Да просто потому, что этого, во-первых, требует сама жизнь. Вспомните: первые запреты связаны с первыми проблесками самостоятельности ребёнка и его стремлением залезть в самые небезопасные уголки квартиры или двора, чтобы потрогать утюг или соседскую кошку.

Во-вторых (откроем вам секрет), потому что дети сами хотят и ждут этих правил! Опыт запретов и ограничений необходим так же, как свобода и самостоятельность. Ребёнок нуждается в руководстве, помощи и объяснении со стороны взрослого, как можно и как не надо делать!

Таково мнение родителей.

2. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Мы пришли к выводу, что в жизни ребенка должно быть не столько слово НЕЛЬЗЯ, сколько МОЖНО и НАДО сделать так-то!

Вместе с родителями всё то, что МОЖНО и НЕЛЬЗЯ, мы разделили на 4 цветовые зоны:

ЗЕЛЁНАЯ – это то, что ребёнку МОЖНО всегда.

Например, валяться в снегу.

А что можно вашему ребёнку?

ЖЁЛТАЯ – это то, что МОЖНО при определённых УСЛОВИЯХ.

Например, исследовать лужи можно, но в резиновых сапогах; мыть посуду можно, но под присмотром мамы.

А что можно при определённых условиях вашему ребёнку?

ОРАНЖЕВАЯ – это то, что можно ввиду особых обстоятельств.

Например, можно лечь попозже, потому что Новый год или завтра выходной.

А что можно иногда ввиду особых обстоятельств вашему ребёнку?

КРАСНАЯ – это то, что неприемлемо ни при каких условиях.

Например, нельзя бить и щипать маму, ломать вещи.

А что строго-настрого запрещено вашему ребёнку?

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими возрастными потребностями ребёнка.

Какие возрастные потребности есть у вашего ребёнка?

0-3 года – ранний возраст – потребность в овладении предметным миром, высокой двигательной активности.

3-6 лет – дошкольный возраст – потребность в самостоятельности, фантазировании, игре.

7-10 лет - младший школьный возраст – потребность в учебе и достижениях, поощрении.

11-14 лет – подростковый возраст потребность в общении со сверстниками.

4. Лучше, если правила согласованы взрослыми между собой и не противоречат друг другу.

Родители сетовали на то, как часто бабушки балуют внуков, угощая их сладостями, позволяя смотреть телевизор или одевая уже вполне самостоятельного ребёнка. Тем самым перечёркивая все воспитательные достижения родителей. Или наоборот, родители дают много свободы ребёнку, а бабушка по старинке во всём ограничивает.

Поняли, что бабушки есть бабушки и важно не вступать с ними из-за этого в открытое противостояние, показывая ребёнку, что все правила могут подвергаться сомнению и что слова взрослых ничего не стоят. Решили, что дома могут быть одни правила, а у бабушки другие. Важно объяснить ребёнку, что если у бабушки было что-то позволено, то это не значит, что дома будет так же.

А какие правила и семейные традиции приняты вашей семье?

5. Лучше наказывать ребёнка, лишая его хорошего, нежели делая ему плохое.

В ходе обсуждения все признали, что ни один родитель не обходится в деле воспитания без шлепка или окрика в адрес ребёнка. Непедагогично, но факт! Эмоциональный взрыв не преступление! Это иногда случается со всеми. Что же делать? Решили, что если взрослый чувствует себя виноватым за свою несдержанность, то стоит подойти и сказать: «Извини, что я на тебя накричала. Ты сделал то-то и то-то и настолько вывел меня из себя, что я не смогла сдержаться. Прости».

Многие отметили, что чаще всего самым страшным наказанием для ребёнка является наказание лишением общения, что может длиться часами и днями. Ребёнку в этот момент может казаться, что его бросили, от него отказались, он одинок. Что же тогда может служить разумным наказанием для провинившегося ребёнка? Лишение его привычных радостных моментов: совместных походов куда-то по выходным, любимых мультфильмов или игр вместе с родителями.

6. Наказание должно следовать сразу за преступлением или являться естественным следствием.

Родители признали, что на самом деле провинившийся ребёнок наказан уже тем, что сама жизнь готовит ему в результате проступка. Например, трогал утюг и обжёгся, играл с кошкой и получил царапок, полез куда-то и упал.

В чем же вообще тогда смысл наказания?

А в том, чтобы ЭФФЕКТИВНО пресечь недопустимое поведение и предложить ребёнку более конструктивные способы решения ситуации. Получается, что наказание должно содержать возможность для обучения, овладения необходимыми навыками.

Таким образом, наказание – это о том, как НАДО, а не о том, как НЕЛЬЗЯ!

Мы пришли к совместному выводу о том, что возможные АЛЬТЕРНАТИВЫ НАКАЗАНИЯ, помогающие ребёнку понять, как НАДО, это:

  • Обратить внимание ребёнка на то, как он может принести пользу.
  • Например: «Ты помог бы, если бы сделал то-то и то-то».
  • Выразить сильное неодобрение (не делая нападок на характер).
  • Например: «Мне не нравится то, что происходит, то, как ты себя ведёшь»
  • Сформулировать свои ожидания.
  • Например: «Было бы хорошо, если бы ты…»
  • Показать ребёнку, как загладить вину.
  • Например: «Возьми тряпку и вытри то, что пролил».
  • Предоставить выбор.
  • Например: «Не выбегай на дорогу. Ты можешь кататься на горке или играть в песочнице».

Разговор получился интересным и, по признанию родителей, полезным. Если вы тоже хотите подумать, поразмышлять на «животрепещущую» тему детских наказаний – можете заглянуть в эти книжки:

  • Бауэр Ю. Однажды мама ругалась / Ю. Бауэр ; пер. с нем. – М. : КомпасГид, 2012. – 36 с.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2010. – 240 с.
  • Некрасова З. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти / З. Некрасова, Н. Некрасова. – М. : София, 2007. – 416 с.
  • Образцова Л. Бить или не бить? Маленькие подсказки для родителей / Л. Образцова. – М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2007. – 92 с.
  • Тюхтяева И. Зоки и Бада / И. Тюхтяева, Л. Тюхтяев. – Любое издание.
  • Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Элейн Мазлиш ; пер. с англ. А. Завельской. – М. : Эксмо, 2013. – 336. 


Возврат к списку