Приручение страха


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Приручение страха

Каждый ребёнок чего-нибудь боится. Кто-то — пауков и мышей, кто-то — грозы и пожара, кто-то — привидений и Бабы-Яги, кто-то — темноты и одиночества. Откуда же берутся эти страхи и можно ли с ними бороться?

Прежде всего, способность бояться связана с развитием такой психической функции как воображение. А потому страхи имеют свою возрастную динамику.

Так, годовалый ребенок может испугаться громкого звука или резкого движения. Но он не может испугаться Бабы Яги, вампира или злого волшебника — просто потому, что волшебники и вампиры пока находятся вне зоны его восприятия. В возрасте до трёх лет прежде всего силён страх перед чем-то неизвестным: новый человек, необычный предмет или игрушка (пылесос, плюшевый медведь), животное (собака, насекомое).

В период с четырёх до шести воображение «тренируется» изо всех сил, набирает силу, поскольку является основой познавательной деятельности и сложных мыслительных процессов. И в этот момент дети вдруг начинают думать о смерти, бояться темноты, мучиться самыми разными страхами.

Таким образом, появление страхов в детском возрасте совершенно естественный и даже необходимый механизм развития воображения и познания мира. В большинстве случаев ребёнок постепенно перерастает свои страхи, и со стороны взрослого требуется лишь терпение и поддержка.

Однако бывает и так, что взрослые, сами того не подозревая, взращивают и преумножают детские страхи. Часто приходится слышать, как мама говорит расшалившемуся карапузу: «Если не будешь спать, придёт Баба Яга!» Или когда малыш жалуется, что боится засыпать в темноте и ему чудятся привидения, мы отмахиваемся: «Не бойся! Ничего страшного тут нет!»

Так как же реагировать на детские страхи, чтобы помочь ребенку преодолеть их?

1) Серьёзно относитесь к тому, чего боится ребёнок. Не высмеивайте и не игнорируйте его. Дайте малышу понять, что вы справитесь с проблемой вместе.

2) Узнайте, как в представлении ребёнка выглядит то, чего он боится. Вместе нарисуйте этот образ на бумаге. Обсудите его. Кто это? Чем питается? Где живёт? Зачем приходит? Попробуйте трансформировать его и дорисовать то, что сделает его менее страшным.

3) Придумайте вместе средства защиты от страха. Это могут быть «волшебная» пижама со специальной вышивкой или словами, фонарик под подушку, любимая мягкая игрушка, «ловушки для страхов», сооружённые из коробок, бумаги или ткани.

Страхи у детей часто проявляются в вечернее и ночное время. Чтобы помочь ребёнку справиться с ними, важно сформировать ритуалы засыпания. Ритуал засыпания — это последовательные действия и процедуры, которые ежедневно повторяются за 30 минут до засыпания. Их цель — снизить возбуждение перед сном.

Одним из самых действенных способов может быть чтение доброй сказки. Например, такой.

Биссет Дональд

Про малютку-автобус, который боялся темноты

Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро все трое умывались, заправлялись бензином, маслом и водой, а затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря.

Туда и обратно, туда и обратно.

Малютка-автобус часто проделывал этот путь днём, но поздно вечером ездить ему не приходилось. К тому же он очень боялся темноты. И вот мама сказала ему:

— Послушай-ка одну историю! Давным-давно Темнота очень боялась автобусов. И её мама - а была она прекрасней белой лилии - сказала ей: "Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звёзды не узнают, что пора светить. Ну, смелей же!"

И вот Темнота, весь день прятавшаяся за спиной солнца, начала потихонечку спускаться на улицы и дома.

По городу туда-сюда сновали автобусы. Темнота набралась храбрости и спустилась чуть пониже. На улицах уже зажглись огни, и водители автобусов тоже зажгли в своих машинах свет.

Наконец Темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как, гудя на ходу, сквозь неё промчался автобус. Какая неожиданность! Но ей понравилось.

Пожалуй, немножко щекотно, но очень мило.

Потом сквозь Темноту промчалось еще несколько автобусов. В них горел свет, люди в автобусах покупали билеты, садились, вставали — словом, прекрасно проводили время.

Позднее, когда вышла луна, Темнота играла в прятки с домами. А утром опять взошло солнце и отправило Темноту домой, к маме. Но теперь Темнота уже не боялась автобусов.

Когда мама-автобус кончила свою историю, малютка-автобус сказал:

— Ладно, поеду.

Пришёл водитель, завёл мотор, зажёг свет, пришли люди, расселись по местам, кондуктор дал звонок, и маленький автобус поехал прямо в темноту по Главной улице к большому городу у моря.


Возврат к списку