Человек обязан любить читать?!


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Человек обязан любить читать?!


Человек обязан любить читать?!

«Обязан любить» - сочетание весьма противоестественное. Однако среди людей образованных бытует мнение, что тот, кто много читает, умнее, грамотнее… А тот, кто нет, соответственно, наоборот.
Но если разобраться, читать или не читать – дело сугубо личное. То ли нет у человека такой потребности, то ли он слишком занят чем-то другим, то ли поглощён какой-то другой любовью и только ей и живёт. Словом, не любит человек читать. Французский писатель Д. Пеннак в своей книге «Как роман» даже призывает признать за юным поколением право «не читать» и «читать что попало».
Давайте не будем осуждать «нечитающих». Ведь основная причина может лежать не столько в сфере воспитания и обучения, сколько в сфере физиологии. Дело в том, что у человека есть три основных способа получения информации об окружающем мире: видеть, слышать, пробовать на ощупь. Более того, один из этих каналов может быть ведущим. Его мы не выбираем: он дан человеку от рождения.
Кто-то воспринимает мир глазами: предпочитает смотреть, а не слушать. Такой человек мгновенно запоминает лица, дорогу, окружающие объекты. Думает образами; от него вы часто услышите: «Посмотрите!», «Вы видели?», «Красивый, яркий, красный…». Такого человека можно назвать визуалом. Визуалы очень любят читать, их глаза всегда ищут информацию. Ребёнок-визуал любит рассматривать картинки в книге, быстро учится читать.
Существует категория людей, которые воспринимают мир ушами. Они до мельчайших подробностей помнят, кто, что, когда и где сказал, мгновенно запоминают имена. Высшее удовольствие для таких людей – поговорить. Такие люди нередко интересуются музыкой и иностранными языками. В своей речи часто употребляют слова: «Послушайте!», «Шумно, тихо, мелодично…». Думают они посредством внутренней речи: как будто разговариваю сами с собой. Таких людей называют аудиалами. Они любят, когда им читают, являются активными слушателями. У ребёнка такого типа при обучении чтению могут возникнуть проблемы. Ведь слушать и читать – вещи для них принципиально разные. Поэтому родителям таких детей нельзя отказываться от чтения вслух. Известный метод, когда мы начинаем читать и останавливаемся на самом интересном месте, чтобы ребёнок дальше сам продолжил, вполне может с таким ребёнком и не сработать.
Люди третьей категории воспринимают мир кожей. Когда они учатся, то любят всё записывать: если они будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти люди удивительно грамотны: стоит им один раз написать слово – и они запомнят его на всю жизнь! Все увлечения этих людей связаны с телесными ощущениями. От них можно услышать: «У меня такое чувство…», «Жарко, холодно, грустно, мягко». Когда они думают, то мысленно воспроизводят телесные ощущения, возникшие у них при встрече с тем или иным предметом. У них хорошо развита интуиция. И называют таких людей кинестетиками.
Кинестетики – отнюдь не любители читать. Более того, чтение вызывает у них чувство дискомфорта: тело жаждет движения. Такие люди могут читать во время еды, но больше их привлекает телевидение и компьютер, так как обеспечивает занятость рукам. Кинестетики читают мало, однако действительно хорошие книги воспринимают «всем сердцем и кожей». Ребёнок-кинестетик никогда не будет сидеть рядом, когда вы читаете. Он будет играть, рисовать и одновременно слушать. Некоторые родители в случае подобного поведения своего ребёнка считают его невнимательным. Это не так! Он внимателен именно тогда, когда что-то делает. Вероятно, такой ребёнок начнёт писать раньше, чем читать, поэтому чтению его надо обучать через письмо.
Ведущий канал восприятия информации – не единственный фактор, который определяет любовь или нелюбовь к чтению. Однако стоит учитывать его, когда мы берёмся утверждать, что «человек обязан любить читать» и отрицаем «право не читать».


Возврат к списку