Рекомендации родителям для занятий с ребёнком 1-3 лет


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Рекомендации родителям для занятий с ребёнком 1-3 лет

В первые годы жизни ребенок накапливает огромный чувственный опыт. Действуя с предметами, он учится смотреть, ощупывать, слушать, тем самым развивая восприятие предметного мира. Воспринимая форму, размер и цвет предмета, ребёнок осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность, что служит базой для дальнейшего развития его речи и мышления.

Наши рекомендации помогут родителям способствовать гармоничному развитию ребёнка раннего возраста.

1. Развитие восприятия величины.
Важно научить ребенка правильно пользоваться словами больше, меньше, самый маленький, самый большой, побольше, поменьшеРешению этой задачи способствуют игры с пирамидками, матрешками, кубами-вкладышами. Кроме того, учите малыша устанавливать соответствие между предметами разной величины: большому — большее, маленькому — меньшее.

Игра «По дороге едут машины»
Возьмите большие и маленькие машины и сделайте дорожку (из картона) длиной 35—40 см. Рассмотрите вместе с ребенком машинки и дорогу. Скажите: «Сейчас по дороге поедут машинки: сначала большая, потом маленькая, большая и маленькая». Сопровождая слова действиями, поставьте на дорожку сначала большую, потом маленькую машинки. Спросите малыша: «Теперь какая машинка поедет?» Если ребенок ответит правильно, дайте ему возможность дальше действовать самому.

2. Развитие восприятия цвета.
Играя с ребенком, не требуйте от него запоминания названий цветов, сами называйте все цвета и формы. К концу 3-го года малыш и без специального заучивания запомнит четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Но если ребенок ошибся, нужно его поправить. Например, если он называет красным оранжевый цвет, вам нужно его поправить: «Нет, это оранжевый цвет. Такого цвета апельсин и морковка».
Можно давать ребенку разноцветные кружки, пусть он их разложит на предметах соответствующего цвета в своей комнате.

3. Развитие восприятия формы и осязания.
Малыши не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему они рисуют не конкретные предметы, а «каракули». В игре же создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие формы предмета становится необходимым. Играя с предметами разной формы, ребенок учится обследовать их одновременно рукой и глазами — зрительным и осязательным способами.
Заворачивайте игрушки (мяч, кубики, коробки, машинки) во много слоев бумаги или фольги. Пусть ребенок разворачивает их. Фольга принимает форму предмета, и можно предложить малышу, глядя на сверток, отгадать, что там может быть.

Игра «Волшебный мешочек»
Возьмите красивый мешочек из плотной ткани, маленькие предметы — кубик, колечко, шар, чашечка и блюдечко из набора детской посуды. Предложите малышу достать из него все игрушки по одной, рассматривая и ощупывая их. Называйте каждый предмет. Нужно, чтобы малыш ощупывал предмет пальцами обеих рук и рассматривал, переворачивая его в разные стороны. После этого все игрушки сложите обратно в мешочек и предложите ребенку доставать по одной. Только сначала ему надо просунуть руки в мешочек и на ощупь определить, что же он нашел.

4. Развитие слухового восприятия.
Двухлетний малыш жаждет все исследовать. Ему все ново и интересно. Шумы, которые вы, возможно, воспринимаете как досадную помеху, представляют для него большой интерес.
Что это? Почему это так шумит? Кто это издает такие звуки?
Ваша задача дать ему возможность услышать как можно больше разных звуков, помочь запомнить их, научиться различать и воспроизводить.

Игра «Что выбрал медвежонок?»
Возьмите барабан, гармошку, резиновую игрушку-пищалку, ширму (понадобится для того, чтобы спрятать игрушку), медвежонка. Достаньте игрушки и вместе с ребенком послушайте, как они звучат.
Скажите: «У каждой игрушки есть свой голосок. Одна поет протяжно (гармошка), другая свистит (резиновая пищалка), а третья стучит (барабан)». Познакомив малыша со всеми игрушками, поставьте ширму и предложите ребенку отгадать, на чем будет играть медвежонок.
В следующий раз возьмите другой набор музыкальных инструментов: колокольчик, гармошка, бубен или барабан, погремушка, а потом — такой: шарманка, бубен, деревянная колотушка или 2 деревянные ложки. 

Научите ребенка самостоятельно извлекать из «музыкальных» предметов звуки и прислушиваться к ним. В зависимости от наполнителя банка или коробка могут шуршать, звенеть, греметь, дребезжать. Звуки могут быть громкими, тихими, резкими, звенящими. Обращайте на это внимание малыша.

Развивающие игры и игрушки для ребёнка 1-3 лет.

  • мозаика с высокой шляпкой – втыкать в крышку от коробки (заранее приклеить картинку, сделать дырочки);

  • качественный пластилин размазывать по дощечке, листу бумаги;
  • коробка для вещиц с отверстиями разной формы: круглой, квадратной, треугольной;
  • рисование на листе пальчиком, палочкой, отпечатки краской с помощью деталей конструктора;
  • шнуровки – нанизывать бусины, колечки на шнурок, втыкать шнурок в дырочки;
  • игры с горками (катание мячиков, игрушек, деталей конструктора), дорожками (собирать из разных материалов – пазлов, кубиков);
  • игры на собирание и сортировку мелких предметов (крупы, фасоль, мозаика, пуговицы);
  • многофункциональное использование игрушек: конструктора, пазлов, пирамидок. Например, колечки (от пирамидки) можно: нанизывать на ножки стульев и табуреток, на веревку, обводить, класть в коробку с круглыми прорезями, подбирать по цвету и размеру. Из пазлов можно составлять дорожки, лабиринты, складывать в коробочку с узким отверстием. Детали конструктора использовать не только как строительный материал, но и делать ими отпечатки краской на бумаге, оттиски на тесте, катать с горки.

В отделе информации по проблемам детства вы найдёте много интересной и полезной литературы о развитии вашего малыша. Вот лишь некоторые источники:

  • Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха») : учебное пособие / под ред. Г.Г. Григорьевой. – М. : Академия, 1998. – 336 с.
  • Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления : методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.
  • Дьяченок О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с. 


Возврат к списку