Итоги акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги акции



Настала пора подводить итоги нашей ежегодной областной читательской акции. В 2019 было побито много рекордов. В акции приняли участие библиотеки и школы почти всех районов Архангельской области, слушали текст Гайдара (фрагмент повести «Голубая чашка») и активно его обсуждали более пяти тысяч детей (максимальный показатель наших акций до этого – 3000). 

Но это ещё не всё! Совершенно неожиданно для организаторов региональная акция приобрела масштаб всероссийской. Разумеется, мы не стали никому отказывать, когда начали получать заявки на участие из разных уголков России. Таким образом, фрагмент «Голубой чашки» Гайдара 22 января 2019 года был прочитан в Архангельской области и ещё в 35 регионах нашей необъятной Родины. География участников из России поражает: от Калининградской области до Хабаровска, от Мезени до Ставрополья! Кроме того, у нас есть два замечательных участника (сельские библиотеки) из СНГ, отправившие вместе с отчётами пламенные приветы от казахстанских школьников ребятам из Архангельска.

В большинстве отчётов коллеги сообщают, что беседа о прочитанном получилась. Однако есть и недовольные. Дети отвечали «плохо», «односложно», «по тексту». Выражалось и сомнение в том, что этот отрывок доступен восприятию детей 9–10 лет. Здесь уместно будет привести слова Надежды Сергеевны Калининой (Пучужская сельская библиотека, Верхнетоемский район Архангельской области): «Дети активно отвечали на вопросы, но интересных рассуждений я не услышала… такие мероприятия и нужны, чтобы научить их правильно мыслить и красиво рассуждать о прочитанном и услышанном». Можно поспорить с формулировкой «правильно мыслить», но в целом очень конструктивная позиция.

Как мы и предполагали, трудности восприятия текста были зачастую связаны с незнанием значений слов, отражающих исторические реалии 30-х годов прошлого века, а также с незнанием самих этих реалий. Почему слово «белогвардеец» является оскорблением? Кто такие пионеры? Что значит «весь советский»? К сожалению, для кого-то из участников акции это стало серьёзным препятствием в разговоре о прочитанном. Кто-то быстро сориентировался и сумел перестроить беседу, объяснив ребятам всё, что им непонятно. Но лучший выход в данном случае – это, конечно, заранее обдумать, как объяснить современным детям те или иные слова, понятия. Так поступили многие из участников акции. В Яренской библиотеке (Ленский район Архангельской области) в начале занятия перед чтением Наталья Владимировна Гребнева не только дала все необходимые комментарии, но и проиллюстрировала свои объяснения с помощью «картинок».

Многие из участников акции нашли нужным познакомить современных детей с игрой в чижа, когда-то очень популярной. Рассказ о правилах игры сопровождался показом слайдов или видеороликом. Некоторым из ребят захотелось и самим поиграть: «Ребята заинтересовались игрой в чижа. Мама ученицы 3 класса нам рассказала о правилах игры… Решили, что на летних каникулах обязательно сыграем в эту подвижную дворовую игру, и мама Насти нас научит» (Богдановская сельская библиотека, Самарская область). Такое проявление связи поколений не может не радовать.

И всё же, несмотря на некоторые трудности восприятия, успех несомненный! В чём же секрет? Писатель психологически достоверно, живо, ярко и без излишнего назидания описывает ситуацию, понятную любому ребёнку старше шести лет, в какое бы время он ни жил. Ссора во время игры, злые слова, сорвавшиеся с губ из-за обиды на насмешливую девчонку, а затем – всеобщее презрение. «Такое бывает, когда играешь и начинаешь ссориться, а потом уже и не рад, что поссорился» (с. Яренск, Ленский район Архангельской области, Яренская библиотека). Не случайно (и это очень ценно) при обсуждении текста дети вспоминали случаи из собственной жизни, рассуждали, основываясь на своём опыте. А в одном случае участники обсуждения даже осознали свою неправоту и устыдились: школьники из села Вознесенье Приморского района Архангельской области вспомнили, как недавно спрятали сменную обувь своей одноклассницы и как она огорчилась из-за этой вовсе не безобидной шутки.

Ребятам очень понравилась Светлана, добрая, чуткая и мудрая девочка, которой удалось восстановить мир между мальчишками. Эта детская мудрость, возможно, проистекает из замечательных отношений с отцом. «Отношения у папы с дочкой дружные и жаркие, как лето», – отметили школьники посёлка Авнюгский Верхентоемского района Архангельской области (Федьковская сельская библиотека). «Я хочу дружить со своим папой так же, как Светлана» (с. Кулебакино, Кемеровская область, РЦБС Гурьевского района). Что тут скажешь? «Света счастливая, её папа понимает» (п. Кизема, Устьянский район Архангельской области). Как же хочется, чтоб такое счастье было у всех наших детей!

Светлана всем понравилась, но, пожалуй, самые бурные эмоции вызвал у детей Санька. Отношение к нему менялось: «Я понял, что Пашка поступил с Санькой слишком жёстко. Если я вначале сказал, что его нужно отшлёпать, то сейчас я полностью поменял своё отношение к Саньке. Я бы не стал его шлёпать, а просто объяснил, что так поступать нельзя» (п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области, районная детская библиотека). Ценный опыт переживаний, не так ли? Пусть и «книжный».

В ходе обсуждения ситуация была разобрана досконально. Никто не отрицал вины Саньки, но объяснение жестокого поступка нашли. Вот что рассказывает Вера Владимировна Окулова о реакции ребят (село Заостровье Приморского района Архангельской области): «…Берта первая обидела Саньку – сначала попав ему чижом в затылок, а потом забросив чиж в крапиву. Извиняться надо было первой ей…» Была и такая реакция: «Если бы меня по голове стукнули, я бы тоже ничего хорошего не сказал» (г. Чехов Московской области, центральная библиотека). Но произнёс-то он не просто «обзывательство», а ужасное, страшное слово – жидовка! Из некоторых отчётов мы узнаём, что многие ребята не знают значения этого слова, пришлось объяснять. Наверное, это хорошо. Хотя сегодня в нашем обиходе появились другие страшные слова. К сожалению.

Нашлись ребята, которые готовы были, как и Пашка, считать Саньку фашистом. Но подавляющее большинство участников обсуждения решили для себя примерно следующее: «Санька не плохой человек. Он просто глупый ребенок, который ещё не понимает, что говорит. А эти оскорбительные слова он, наверно, слышал от взрослых и повторил за ними. Поэтому Саньке надо помочь, научить его, как не следует поступать…» Такое мнение высказали школьники из посёлка Пинега Архангельской области. И они же дали удивительно мудрый ответ на вопрос о том, достоин ли Санька жалости: «Конечно же Саньку надо пожалеть. Ведь если человека только ругать и бить, то что же тогда из него вырастет?» Много было и рассуждений о том, что жалости достоин каждый человек.

Санька жестоко обидел Берту, но уже пожалел о своём поступке и помирился с девочкой. Ребята узнали об этом из текста. Кроме того, мальчик подвергся всеобщему презрению с подачи Пашки – конечно, этот герой вызвал сочувствие. А вот защитнику Берты и гонителю Саньки досталось от ребят! Вот что рассказывает Татьяна Васильевна Васильева (г. Поворино Воронежской области, центральная городская библиотека): «А вот Пашка ребятам не понравился. По их мнению, прежде чем говорить на   другого человека такое слово, самому нужно всё десять раз обдумать и быть примером для других. А Пашка вместо того, чтобы объяснить Саньке его ошибку, стал про него ещё и гадости рассказывать. Дети решили, что нельзя так поступать по отношению к другому человеку, тем более Пашка – пионер, а ведёт себя как сплетник, который рассказывает гадости про Саньку другим ребятам, не раскрывая всей сути ситуации. А ведь люди, не узнав всей правды, могут просто погубить Саньку».  

Дети обычно очень не любят вопросов: чему учит книга? о чём это произведение? какова его главная мысль?.. В нашем случае сработала магия гайдаровского слова. Писатель ничему в лоб не учит, но читатели сами рады извлекать выводы из текста. Мальчик Егор из села Решетиха Нижегородской области: «… прочитав этот отрывок, понял, что нужно быть добрым, видеть в людях хорошее и самому совершать добрые дела и обдумывать все поступки и слова, потому что, не обдумав, можно очень обидеть человека».

Большинство участников акции проводили занятие по предложенному нами сценарию. Как обычно, мы не ограничивали коллег в творчестве: сценарий можно было смело изменять, а можно было и вовсе разрабатывать свой собственный. Наш сценарий был составлен по методике «Чтение с остановками», и мы очень рады, что многие наши коллеги тоже очень любят и ценят эту технологию работы с художественным текстом. Итак, коррекция сценария не возбранялась. И очень многие добавили к нашей основе рассказ о жизни писателя и о его книгах. Многие посвятили время объяснению непонятных современных детям слов (об этом мы уже писали выше).

Коллеги из библиотек нашего региона рассказывали о жизни Гайдара в Архангельске. Сотрудники детской библиотеки им. Е.С. Коковина (ЦБС г. Архангельска) рассказали о знаковой встрече Коковина и Гайдара. В Вохтинской библиотеке (Вилегодский район Архангельской области) детей познакомили с историей тимуровского движения в родном посёлке.

Многие в отчётах признавались, что корректировали сценарий в сторону уменьшения количества вопросов и их упрощения. Вполне естественный и разумный ход. В ряде отчётов прозвучали пожелания сократить текст: «Много текста из книги; чтобы было больше времени на обсуждение произведений автора, его личности, жизни и творчества» (г. Вяземский, ЦРБ, Хабаровский край). Некоторые участники акции действительно сократил текст и сообщил нам об этом. Возможно, кому-то не удалось задать все вопросы по тексту, рассказать о писателе всё, что задумано, представить обзор книг Гайдара, провести игру… Не стоит забывать, коллеги, что для данной формы работы (громкое чтение) самое главное – это слово писателя, текст. Не следует делать из громкого чтения «два в одном» или «три в одном», иначе уйдёт весь смысл. Искусство проведения таких занятий и состоит в том, чтобы найти баланс между чтением и беседой. Никогда не знаешь, по какому руслу потечёт разговор и что будут обсуждать особенно бурно и долго… Иногда, действительно, трудно уложиться в отведённое время. Иногда приходится «резать по живому», чтобы успеть прочитать и подвести итог… Но это и есть «живая жизнь», и она прекрасна!

Некоторые участники акции использовали показ фрагментов замечательного фильма, снятого по «Голубой чашке». Сотрудники Центра детского чтения «Синяя птица» (г. Белорецк, Башкортостан) показали детям эпизод ссоры Берты, Саньки и Пашки. Фрагмент фильма показывали и сотрудники детско-юношеской библиотеки г. Коряжмы (Архангельская область), а также некоторые другие участники акции. Замещать чтение текста показом фильма, пусть и самого хорошего, следует с большой осторожностью. Верим, что коллегам удалось оставить художественное слово на первом месте.

Некоторые наши участники добавили к предложенному сценарию штрихи, которые, безусловно, украсили общую картину. Замечательные, умные, глубокие вопросы добавила к тексту беседы Татьяна Николаевна Задорина (ЦГБ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск):

«Библ-рь: Если вас в игре нечаянно ударили, как вы себя поведёте?

Большинство ответили, что простили бы, но в каждом классе были мальчики, которые сказали: «Надо дать сдачу, нельзя не реагировать».

Библ-рь: Как остановить конфликт и череду обидных обзывательств?

Большинство: надо мириться, кто-то первый должен попросить прощения. В первую очередь, по предложению ребят, Санька – у Берты».

Ольга Сергеевна Анисимова (Верхнетоемская детская библиотека, Архангельская область) провела параллель между ссорой в семье главных героев повести и ссорой между мальчишками. В конце обсуждения фрагмента «Голубой чашки» она спросила ребят, найдётся ли виновник, разбивший чашку, и чем закончится произведение? Дети выразили уверенность в том, что примирение состоится и, разумеется, захотели дочитать повесть до конца. А в детской библиотеке №14 ЦСДБ г. Хабаровска после обсуждения ребятам также предложили пофантазировать, чем может закончиться рассказ. И даже иллюстрации они рисовала к «возможной книге в целом», а не только к прочитанному фрагменту.

Были среди участников акции те, кто имел замечательную возможность посвятить Гайдару и его книгам не одно, а целых два занятия. Так, Наталья Владимировна Лялюкова, заведующая детским сектором Ильиногорской поселковой библиотеки (Нижегородская область), в ходе первой встречи познакомила детей с биографией знаменитого земляка (помним, что детские годы Гайдара прошли в Арзамасе) и рассказала о его книгах, а также показала фрагменты фильмов, снятых по произведениям писателя. На следующем занятии состоялось чтение с остановками отрывка из повести «Голубая чашка». В Моржегорской сельской библиотеке (Виноградовский район Архангельской области) также была проведена предварительная работа с читателями, которых заранее познакомили и с биографией Гайдара, и с «тем непростым временем», и с понятиями «фашизм», «ксенофобия».

Заведующая ЦГДБ им. А.П. Гайдара г. Новочеркасска (Ростовская область) Татьяна Корнеевна Толстова рассказала о большой комплексной работе с читателями библиотеки. Здесь были и рассказ о писателе, и фотосессия возле креативной выставки, и защита рисунков, и ролевая игра «А мы бы поступили так…». Но самое главное – звучал текст Гайдара, как в ходе группового занятия, так и для отдельных читателей (индивидуальная работа в наши дни – такая редкость).

Меньше всего нам хотелось, чтобы отрывок из «Голубой чашки» Гайдара стал дидактическим материалом для работы по профилактике ксенофобии, но и тему эту, безусловно, стоило обсудить с ребятами. Многие наши участники раскрыли перед детьми понятие «ксенофобия», рассказали о Холокосте, показали фотографии еврейских гетто и концлагерей. Ольга Васильевна Бабкина (Удимская библиотека №2, Котласский район Архангельской области) очень тщательно проработала с детьми тему ксенофобии. Занятию, на котором читали отрывок из «Голубой чашки», предшествовало интерактивное занятие в формате тренинга. С помощью игровых приёмов библиотекарю удалось вывести детей на серьёзный разговор о нетерпимости и толерантности. Очень интересный опыт и очень большая работа!

В ряде случаев текст о ссоре мальчишек, один из которых оскорбил девочку-еврейку, являлся очень актуальным. Приведём отрывок из отчёта Светланы Александровны Арутюновой (г. Красный Сулин Ростовской области, МЦБ): «В многонациональном 7 классе были подняты вопросы: «Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какой национальности ваш друг, сосед по парте? Имеет ли это для вас какое-то значение? Представители каких национальностей встречаются в вашей родословной?». Отрадно, что на первые два вопроса ответ был дружным и отрицательным. При обсуждении отрывка о военных учениях невозможно было обойти стороной и тему военных действий на Донбассе, так как все учащиеся за последние годы неоднократно слышали отзвуки боёв и бомбёжек на сопредельной территории». В селе Кучумбетово Саратовской области коренным населением являются башкиры. После прочтения текста Гайдара библиотекарь Зульфия Саляховна Чариева (Кучумбетовская поселенческая библиотека-филиал №4) объяснила детям, что все народы и народности России – одна большая семья.

Мы предложили нашим участникам три варианта творческого задания по прочитанному тексту: для младшеклассников – иллюстрации, для ребят постарше – сравнение цитат или письмо подруге от лица Берты. Нам прислали много рисунков, среди которых, к сожалению, встречаются перерисовки иллюстраций из книг. Оставим это без комментариев. Детей, создавших самостоятельные работы, вдохновили не только образы главных героев, но и второстепенные персонажи: строгий колхозный сторож и колоритный Полкан. Кого-то впечатлила картина военных учений (подозреваем, что не девчонок).

Среди небольших текстов, в которых ребята обосновывают выбор цитаты, по смыслу подходящей к главной идее прочитанного отрывка, есть очень много хороших размышлений (под хорошими подразумеваются не «правильные и красивые», а самостоятельные и свободные). Из многих хороших приведём здесь одно рассуждение ребёнка, выбравшего русскую пословицу «Недоброе слово больнее жжёт». «Санька поступал неправильно, когда обзывал девочку Берту «жидовкой». Это было очень обидное слово. Оно напоминало девочке те ужасы, которые она пережила в фашистской Германии. Это было и больно, и обидно. Пашка тоже вёл себя неправильно. Он называл Саньку «фашистом», хотя и не понимал, что это очень страшные люди. Можно обидеть человека и словом!» (д. Харлово Холмогорского района Архангельской области). Думаем, многие наши коллеги убедились в том, что приём сравнения цитат очень эффективен для ненавязчивого обобщения при обсуждении литературного произведения. Это интересное задание, которое удачно заменяет скучный вопрос о главной идее книги.

Некоторые участники акции организовали коллективное обсуждение цитат.   И это тоже удачная идея. Удивительную историю рассказала нам Наталья Александровна Худякова (библиотека семейного чтения, с. Конёво Плесецкого района Архангельской области): «Ребята 4 «Б» класса выбрали пословицу «Не будет добра, коль между своими вражда». Ребятам, Саньке и Пашке, не надо ссориться по пустякам, потому что в ближайшем будущем разразится большая война и чтобы победить врага надо быть всем вместе. Эту пословицу учащиеся взяли девизом своего класса, повесив её в классном уголке».

Написать письмо подруге от лица Берты – непростое задание. Здесь нужна хорошая работа воображения и опыт сочувствия, ведь эта героиня появляется лишь в рассказах Пашки и Саньки. Надо сказать, что многие из выполнявших это задание, справились с ним хорошо. Рисунки и письменные творческие работы детей вы можете найти на сайте АОДБ им. А.П. Гайдара в разделе «Фотоальбом».

Коллеги! Большое вам спасибо за работу и за творчество! Хотелось рассказать ещё о многих ваших интересных находках, полезном опыте, ценных размышлениях. К сожалению, из-за большого количества участников акции сделать это в рамках итогового отчёта не удастся. Мы внимательно прочитали всё, обязательно будем думать над вашими предложениями и замечаниями. Сердечно благодарим вас за тёплые слова и приглашаем участвовать в наших ежегодных читательских акциях!



Назад в раздел