Информационно-библиотечное обслуживание


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Информационно-библиотечное обслуживание



Библиотечное обслуживание детей и подростков
Архангельской области в 2010 году

Аналитический обзор

Яковлева Е.В., заведующая
методическим отделом

При подготовке были использованы формы статистического наблюдения об общедоступной (публичной) библиотеке (форма 6-НК) и информационные отчеты детских библиотек области. Цифровые данные приводятся без учета показателей государственного учреждения культуры Архангельской области «Детская библиотека имени А. П. Гайдара». Цифровые показатели за 2009 год приводятся без учета показаний детской библиотеки – филиала № 3 МУК «Котласская ЦБС».

Детское население области обслуживают 506 муниципальных общедоступных библиотек, из них 36специализированных детских библиотек, 532 школьных библиотеки и государственное учреждение культуры Архангельской области «Детская библиотека имени А.П. Гайдара». В 2010 году в сети детских библиотек области произошли следующие изменения:

– детская библиотека – филиал № 3 МУК «Котласская ЦБС» (г. Котлас) была закрыта в связи с сокращением штатов. Фонд передан в другие библиотеки системы, а также школьные и библиотеки других учреждений города;

– утратила юридическую самостоятельность Детская муниципальная библиотека г. Мирный. Она вошла в муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система г. Мирный».

Детские библиотеки составляют 7% (36) от общего количества муниципальных общедоступных библиотек (506), при этом их услугами в 2010 году воспользовались 73766 жителей области, что составляет 19% от общего количества пользователей муниципальных библиотек (383,9 тыс. чел.).

В муниципальных общедоступных библиотеках Архангельской области обслуживается 145,8 тыс. читателей-детей до 14 лет включительно, что составляет 38% от общего числа пользователей (383,9 тыс. чел.). 43% (61988)из них обслуживают специализированные детские библиотеки. Охват библиотечным обслуживанием детей до 14 лет в Архангельской области составляет 75%.

Ежегодное сокращение количества детского населения в Архангельской области отразилось на основных показателях работы детских библиотек.


2009

2010

читатели

74813

73766

- 1047

посещения

565218

553511

- 11707

книговыдача

1635429

1613018

-22411

Наиболее значительное снижение количества пользователей произошло в детских библиотеках Онеги (- 520), Новодвинска (- 487) и Пинеги (- 143). Однако есть ряд библиотек, которым удалось сохранить или улучшить все основные цифровые показатели по сравнению с прошлым годом. Это детские библиотеки Вельска, Двинского Березника, Котласа, Коряжмы Ровдино, Каменки, Шипицыно, филиала № 13 МУК «ЦБС» г. Архангельска.

Традиционно сотрудники детских библиотек области проводят большое количество разнообразных массовых мероприятий. В 2010 году их участниками стали 85604 детей и подростков (15% посещений от общего числа посещений детских библиотек). Это на 3736 посещений больше, чем в прошлом году.

Фонды детских библиотек

Совокупный фонд документов муниципальных библиотек области в отчетном году составил 6360,3 тыс. экземпляров, из них в фондах специализированных детских библиотек находится – 792 283 (12,5%). У большинства детских библиотек фонд состоит из документов на различных видах носителей (электронные издания, аудиовизуальные). Не формируется фонд электронных изданий в детских библиотеках Каргополя, Каменки, Емецка, Лешуконского, Рикасихи, Заостровья, Пинеги, Шангал, филиале № 7 МУК «Котласская ЦБС».

В 2010 году в фонды детских библиотек поступило 29300 изданий, что на 1039 экземпляров меньше, чем в 2009. Средняя обновляемость фондов детских библиотек 4%, что меньше рекомендаций «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области». Ниже этого показателя процент поступлений новых изданий в детских библиотеках Вельска, Каргополя, Мирного, Новодвинска, Няндомы, Онеги, Шенкурса, Верхней Тоймы, Лешуконского, Рикасихи, филиалов № 1, 11, 13, 15 МУК «ЦБС» г. Архангельска.

В среднем на 1 детскую библиотеку в 2010 году пришлось 813 новых изданий. Этот показатель выше, чем в муниципальных общедоступных библиотеках (426 на 1 библиотеку). Но если сравнивать количество новых поступлений на 1 пользователя, то в детских библиотеках он составил 0,4, а в муниципальных общедоступных – 0,6 изданий. Фактически же количество по-настоящему новых книг в поступлениях 2010 года еще меньше, так как в этот показатель входят данные о перераспределенном фонде, книгах прежних лет изданий, книгах, переданных из библиотек других ведомств и личных библиотек. Так из 321 книги, поступившей в Няндомскую детскую библиотеку (ДБ), новых только 152 (47%).

Остро чувствуется нехватка изданий для дошкольников и младших школьников. Книги для детей этого возраста в большинстве своем ветхие, имеют непривлекательный внешний вид, их почти все нужно списывать, но заменить их новыми библиотеки не могут. Так в 2010 году для более чем 400 дошкольников и учащихся младших классов, читателей Лешуконской ДБ, поступило только 32 книги и 60 журналов. Отсутствие в фондах детских библиотек достаточного количества изданий для самых юных читателей не позволяет организовывать новые пункты выдачи в детских садах, которые пользуются большой популярностью у родителей.

Сократилось финансирование и на подписку, а следовательно, уменьшился и репертуар подписных изданий в детских библиотеках. Так в первом полугодии 2010 года Няндомская ДБ выписывала 17 комплектов периодических изданий (12 детских и 5 методических), во втором – 12 (10 детских и 2 методических). К сожалению, оставляет желать лучшего комплектование детской литературой сельских неспециализированных филиалов, обслуживающих детей и подростков.

Библиотеки всегда были и остаются самым доступным для населения учреждением культуры. Поэтому так важно, чтобы библиотечные фонды максимально соответствовали запросам разных категорий читателей, в особенности, запросам детей. В детской библиотеке прививается читательская культура, воспитывается любовь к книге, к чтению. Фонды детских библиотек должны формироваться с особой тщательностью, необходим строгий отбор литературы и постоянное обновление. К сожалению, для многих детских библиотек области из-за недостаточного финансирования сделать это крайне сложно.

Кадры детских библиотек

В 2010 году в детских библиотеках области работало 124 библиотекаря. Это на 9 сотрудников меньше, чем в 2009 году. Уменьшилось количество сотрудников в детских библиотеках Мирного, Няндомы, Онеги, Октябрьского, филиалах № 1 и 15 МУК «ЦБС» г. Архангельска. По уровню образования они распределяются следующим образом: с высшим – 39человек (31%), в т.ч. с библиотечным – 16 (13% от всех библиотекарей); со средним специальным – 80 (65%), в т.ч. специальным библиотечным –44 (35% от всех библиотекарей); имеют среднее образование –5 (4%). Таким образом, профессиональное библиотечное образование имеют 50 сотрудников детских библиотек (40%). В 2009 году – 48%.

Анализ кадрового состава специализированных детских библиотек показал, что 64 человека (52%) составляют библиотечные работники со стажем свыше 10 лет, от 6 до 10 лет – 15(12%), от 3 до 6 лет – 23 (18%), со стажем работы до 3-х лет – 22 (18%). Кадровая ситуация в детских библиотеках области, как и в большинстве библиотек России, остается сложной. Продолжается тенденция старения кадров, сокращается число профессионалов, библиотеки испытывают острую потребность в молодых специалистах, имеющих специальное библиотечное образование. Все чаще в библиотеки приходят люди, не имеющими специального образования, которые нуждаются в переобучении или получении специального библиотечного образования. Из-за сложной финансовой ситуации, не создаются условия для привлечения в библиотеки высококвалифицированных сотрудников и повышения квалификации персонала (низкая заработная плата, отсутствие средств на оплату обучения и переподготовки).

Информатизация детских библиотек

В 2010 году улучшились показатели по внедрению в работу детских библиотек области информационных технологий. Компьютеры появились в детских библиотеках Заостровья и филиале № 15 МУК «ЦБС» г. Архангельска. Увеличился парк машин в детских библиотеках Мирного, Новодвинска, Октябрьского, филиалах № 1, 3 МУК «ЦБС» г. Архангельска и Приморской детской библиотеке. Только три детских библиотеки не имеют компьютеров – Няндомская, Пинежская и Шангальская. На 1.01.2011 компьютеризированы 92 % детских библиотек Архангельской области.

Выход в Интернет теперь имеют 50 % детских библиотек области (в 2009 г. – 40 %). Это детские библиотеки Вельска, Двинского Березника, Коноши, Котласа, Коряжмы, Мезени, Мирного, Новодвинска, Ильинско-Подомского, Емецка, Лешуконского и все детские библиотеки-филиалы МУК «ЦБС» г. Архангельска.

Наиболее востребованы читателями услуги: доступ к ресурсам Интернет, работа с CD-дисками и просмотр аудио- и видеоматериалов из фонда библиотеки. Так в детской библиотеке г. Мирный количество обращений пользователей к услугам, оказываемым с использованием ИКТ, – 2391. В Виноградовской ДБ в 2010 г. с помощью Интернет было выполнено 56 справок, а в Коряжемской ДБ – 42.

Во многих библиотеках сформированы неплохие медиатеки. Чаще всего к электронным изданиям обращаются читатели среднего и старшего школьного возраста для подготовки докладов и рефератов. В Приморской ДБ наиболее часто используются отраслевые электронные издания «Страны мира», «Города и населенные пункты России», «Животный и растительный мир», «Занимательная биология», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Медиатека в Шенкурской детской библиотеке существует с 2008 года. За это время она стала популярной у читателей, особенно у посетителей Центра профориентации «Старшеклассник». К сожалению, в 2010 году медиатека практически год не работала из-за неисправности компьютеров, что сказалось на работе Центра. У подростков не было возможности работать с электронной Энциклопедией профессий, рекламными дисками учебных заведений.

Неотъемлемым фактором информатизации библиотек является формирование собственных электронных ресурсов. В 2010 году к их созданию приступили детская библиотека-филиал № 7 МУК «Котласская ЦБС» и Новодвинская ДБ, таким образом, эту работу теперь ведут 7 библиотек (19 %). Общее количество электронных записей превысило 38 тысяч.Коряжемская ДБ создает тематическую электронную полнотекстовую картотеку – это тексты стихов, загадок, пословиц и поговорок, частушек по различным темам. Она пользуется популярностью как у детей, так и у руководителей детского чтения.

Важным событием 2010 года в МУК «ЦБС» г. Архангельска стало создание сайта http://arhlib.ru. Большие и маленькие пользователи библиотек системы имеют возможность продлить книги, не выходя из дома, задать вопрос библиографу через виртуальную справку. Для детей, подростков, их родителей и педагогов на сайте есть специальный раздел «Детский дворик». Здесь можно познакомиться с лучшими новыми детскими книгами, удостоенными различных литературных премий. В подразделе «Родителям о детском чтении» представлены тексты статей, обзоров, отрывки из книг, посвященные детям и детской литературе, методические издания библиотеки. На сайте представлена информация о семейных клубах и творческих объединениях, которые созданы в библиотеках ЦБС.

Возможности детских библиотек по предоставлению читателям услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий ограничивают низкая скорость доступа к Интернет, отсутствие безлимитных тарифов, недостаточный парк машин и их техническое состояние, а также неподготовленность библиотекарей, многие из которых не имеют навыков работы с ПК.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что многогранная и содержательная деятельность детских библиотек области в 2010 г. способствовала развитию интереса к чтению у детей и подростков, расширению их кругозора. Коллективы библиотек откликались на важнейшие события года, предоставляя пользователям востребованную актуальную информацию, развивали сотрудничество с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, что говорит о заметной роли библиотеки в жизни местного сообщества.

Однако развитие детских библиотек области как информационных, культурных и просветительских центров замедляют неудовлетворительное состояние материально-технической базы, недостаточные темпы информатизации, слабое обновление книжного фонда.

В апреле 2011 года премьер-министр Владимир Путин представляя депутатам Госдумы отчет о работе правительства за прошлый год, сказал: «У нас рождается больше детей, а вот число детских библиотек сокращается. Как прежде бездумно поступали с детскими садами, теперь так же стали передавать под непрофильное использование помещения библиотек. А библиотеки должны стать современными информационными, консультативными, просветительскими, досуговыми центрами. А детские библиотеки нам надо использовать и как важный элемент дополнительного образования».

Эти слова премьер-министра указывают вектор развития детских библиотек и дают уверенность детским библиотекарям в завтрашнем дне.



Назад в раздел