Справочно-библиографическая работа и формирование информационной культуры личности


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Справочно-библиографическая работа и формирование информационной культуры личности



Справочно-библиографическая работа и
формирование информационной культуры личности

Яковлева Е.В., заведующая
методическим отделом

Основная цель библиографической деятельности – удовлетворение информационных потребностей читателей. В 2010 году детские библиотеки выполнили 39001 справок. Для удовлетворения запросов библиотекари использовали не только традиционный справочно-библиографического аппарат библиотеки, но и возможности Интернет и электронных ресурсов. Наибольшее количество справок выдано по естественным наукам, истории, краеведению, литературоведению и искусству. Чаще всего читатели обращаются в библиотеку за помощью в подготовке докладов, рефератов, творческих работ, а также олимпиадных работ различного уровня. Значительная часть запросов руководителей детского чтения связана с литературоведением, экологией, организацией массовых мероприятий к праздникам и памятным датам.

Кроме разовых запросов пользователей детские библиотеки осуществляют информирование как индивидуальных (217), так и коллективных абонентов (74). Активнее всего этой деятельностью занимаются детские библиотеки Мирного (43 абонента), Шипицыно (23), Октябрьского (21), Онеги (16), Емецка (16), Холмогор (13), Карпогор (11), филиалы № 9 (15), № 11 (13), № 13 (14), № 15 (20) МУК «ЦБС» г. Архангельска и Приморская детская библиотека (18). Среди коллективных абонентов – педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, преподаватели детских художественных и музыкальных школ, центров дополнительного образования. Шипицынская детская библиотека на педагогическом совете воспитателей детских садов провела час информации «Роль детской литературы в речевом развитии ребенка». Интересно прошли в Устьянской детской библиотеке Дни информации «Формула здоровья», «Здравствуй, новая книга!», «Пусть всегда будет книга», «Здравствуй, Новый год!».

Если объектами индивидуального и группового (коллективного) информирования являются реальные пользователи библиотеки, то массовое информирование направлено и на тех, кто не является читателем библиотеки. Чаще всего библиотеки знакомят жителей с новыми поступлениями литературы. Информацию о новых книгах в виде списков, буклетов, приглашений на выставку-просмотр сотрудники Няндомской ДБ передают в школы, детские сады, досуговые учреждения. В 2010 году в этой библиотеке было оформлено четыре выставки новых книг «Для вас, ребятишки – новые книжки», в том числе выставка-презентация комплекта книг «Ломоносовская библиотека». У выставок проводились рекомендательные обзоры литературы. Детский отдел Красноборской МБС для информирования жителей села о новых поступлениях использовал районную газету. Библиотекари подготовили обзор литературы для родителей и педагогов «Вдумчивого и счастливого вам чтения». Эта работа способствует привлечению в библиотеки новых читателей.

С целью популяризации чтения и обучения работе с книгой и информацией детские библиотеки проводят большое количество экскурсий, уроков библиотечно-библиографических знаний, игр, посвящений в читатели. В Верхнетоемской ДБ для учащихся 3-5 классов разработана программа «Компьютерная грамотность», в рамках которой были проведены занятия: «Компьютер и твое здоровье», «Поиграем на компьютере», «Знакомство с энциклопедиями на компакт-дисках». Читатели Коряжемской ДБ, участники библиографической игры «Кто ищет, тот всегда найдет!», вспомнили основные правила расстановки книг в фонде и работы с каталогами. В Няндомской ДБ разработан целый цикл библиотечно-библиографических занятий для читателей разных возрастов. В 2010 году няндомские коллеги провели для дошкольников и первоклассников 19 театрализованных экскурсий. Всем новым читателям были подарены «Памятки-закладки» с информацией о режиме работы библиотеки и правилами хорошего читателя. Старшие школьники приняли участие в библиопутешествиии «Книжный городок», библиографических играх «Умелый читатель» и «Я познаю книгу», библиопрактикуме «Нет вопросов без ответов» и др. Из отчетов видно, что занятия по воспитанию библиотечно-библиографических навыков, культуры чтения строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию и предполагали активное участие школьников.

В условиях дефицита централизованно издаваемых библиографических пособий особенное значение приобретает составительская библиографическая деятельность самих библиотек. Коряжемская ДБ – лидер среди детских библиотек области по созданию рекомендательной библиографической продукции. В 2010 году в этой библиотеке были подготовлены пособия: рекомендательные списки «Любимые книги детства», «Государственные символы России» и «Нельзя жить в жестоком мире!», дайджесты «Были и небыли Федора Абрамова» и «Весна 45 года», закладки-памятки «О работе ЦДБ», «Приглашение записаться в ЦДБ», «Правила обращения с книгой» и др.

Юбилей Победы определил тематику библиографических пособий многих библиотек. В Котласской ЦГДБ были изданы рекомендательные списки литературы «Дедушкины медали» и «Память сердца», памятные закладки «С Днем Победы!». Приморская ДБ в помощь своим читателям подготовила рекомендательные аннотированные списки литературы о войне «Ради жизни на земле» (художественная литература для 6-9 классов), «Как это было…» (художественная литература для учащихся 3-5 классов), «Война в документах истории» (справочная и документальная литература для 6-9 классов). Библиографы МУК «ЦБС» г. Архангельска издали библиодайджест «Архангельск и его герои», рекомендательный список литературы «Войны священные страницы» и библиографический указатель «Архангельск – город воинской славы», которые получила каждая библиотека ЦБС.

Детские библиотекари Коряжмы и Мирного составляют и активно работают и с индивидуальными рекомендательными списками (планами чтения). Для читателей 1-4 классов мирнинские коллеги составили 20 индивидуальных рекомендательных списков, столько же для читателей-подростков. В Коряжме таких читателей более 160.

Анализ отчетов показал, что все ведущие направления библиографической деятельности (справочно-библиографическое обслуживание, формирование информационной культуры личности, составление библиографической продукции) являются неотъемлемой частью деятельности детских библиотек области. Библиотекари понимают, что от того, какие знания в этой области получат юные читатели, зависит степень их ориентированности в мире информации и подготовленности к встрече со справочным аппаратом публичной библиотеки.



Назад в раздел