Продвижение книги и чтения


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Продвижение книги и чтения



Продвижение книги и чтения

Яковлева Е.В., заведующая
методическим отделом

Настоящим праздником чтения и книги в детских библиотека области стала Неделя детской и юношеской книги. Уже не первый год в Мезенской ДБ Неделя начинается с праздника для лучших читателей библиотеки. 45 «лучиков» библиотеки пришли на праздник. При входе их встречали герои книг и Королева Книга. Герои разделили детей на команды и повели в путешествие по книжным островам. Каждая команда должна была побывать на всех островах и заработать как можно больше жетонов. Так же интересно прошли и другие дни Недели. В проведении недели помог благотворительный фонд «Планета детей». Была объявлена акция «Подари библиотеке книгу!». Многие читатели откликнулись на призыв и подарили библиотеке более 60 красочных детских книг.

Неделю в Вилегодской ДБ открыли литературные старты «Герои детских книг». Ребята по отрывкам из русских и зарубежных сказок отгадывали героев сказок, выполняли их задания. Второй день «Добрый мир любимых игр» познакомил читателей с новыми книгами научно-познавательного характера. На основе книг была проведена игра «Поле чудес». Третий день –«Книжные страсти, или Тоска по-настоящему автору». Обзор художественных новинок завершился отгадыванием кроссвордов. День сказки «Крекс, фекс, пекс, или Добро пожаловать в сказку!». С помощью заветных слов ребята вместе с Королевой Книги попали в страну Фантазии и Волшебства. Конкурс читательских формуляров «Слава тебе, книгочей» прошло в форме литературной игры.

Детский отдел Яренской библиотеки в Неделю детской книги посетило 730 детей. Стало традицией проводить в эти дни День дошкольника в форме театрализованной экскурсии. Сказочные герои знакомят со всеми отделами библиотеки, проводят литературные игры. Каждый ребенок получает буклет «Детская библиотека приглашает» и маленький сюрприз-подарок. Популярностью пользуется День игры и игрушки, на который собираются самые терпеливые и азартные собиратели пазлов. Нешуточные баталии разыгрываются в шашечных и шахматных турнирах. Традиционно в каникулы проводятся и «Медиаканикулы», где дети играют в развивающие компьютерные игры.

В Холмогорской детской и Ломоносовской сельской библиотеках в дни весенних каникул состоялись встречиюных читателей с московским писателем Игорем Жуковым. Игорь Аркадьевич читал свои стихи, вёл разговор о смысле чтения, о своем творчестве. Дети читали его стихи.

В эти же дни в детской библиотеке г. Мирный гостил известный петербургский писатель Сергей Махотин. Для руководителей детского чтения состоялась творческая встреча-общение «Что читают ваши дети: советы Сергея Махотина». На ней обсуждались конкретные книги, прочитанные детьми и взрослыми, проблемы чтения в современном обществе. Как расширить читательские горизонты ребенка и сформировать вкус к хорошей книге? Говоря о способности сопереживать, автор стихотворения «Детская больница», рассказал о проекте «Театральная неотложка», в котором лучшие детские писатели и поэты, известные театральные актеры и музыканты создают постановки для показа в детских больницах, чтобы подбодрить самых маленьких пациентов. К тем, кто не может передвигаться, прямо в палаты с «Писательским обходом» приходят детские писатели. На «Праздник читательских удовольствий» собралось 150 детей. Сергей Анатольевич рассказывал им о себе и своем творчестве, читал стихи и рассказы, познакомил ребят с новыми, еще не изданными, произведениями. Читатели тоже декламировали стихи. Волну положительных эмоций вызвали музыкальные номера, Сергей Махотин исполнял шуточные песни под гитару вместе с ребятами. Много вопросов было у детей к писателю. Встречи с писателем широко освещались в СМИ. Для городского телевидения Сергей Махотин дал интервью.

Галина Сычева, архангельская писательница, автор замечательных стихов для детей, в марте была гостьей Устьянской ДБ. Третьеклассники с интересом слушали стихи в исполнении автора, сами читали ее произведения и свои собственные. Встречи с архангельскими писателями Михаилом Поповым и Светланой Ефремовой состоялись в детских библиотеках МУК «ЦБС» г. Архангельска. Всего в Неделю в библиотеках ЦБС было проведено 115 мероприятий, которые посетили 2978 человек.

Помимо массовых акций, направленных на повышение престижа чтения, детские библиотеки проводят большую работу по привитию вкуса к «медленному» чтению, обеспечивающему продуктивное восприятие текста.

Необычно построили эту работу в Юромской библиотеке (Лешуконский район). С целью развития речи детей, улучшения техники чтения и привития любви к книге и чтению библиотекарь в сотрудничестве с учителем решили строить замки. В классе для каждого ученика был вывешен лист, на котором был изображен замок из не раскрашенных кирпичиков. По условиям конкурса в течение года каждый должен был читать рассказ или сказку и пересказывать всему классу. Ребята соперничали, много читали, пересказывали. Несмотря на трудности, кирпичик за кирпичиком все замки были раскрашены. В конце года был заметен прогресс не только в чтении, но и в успеваемости. Чтение пошло на пользу.

Библиотекари Коношской ДБ вели работу по пропаганде ценности книги и чтения среди подростков в рамках программы «Школа радостного чтения». Задачи программы: повышение уровня читательской активности; информирование подростков о новой литературе, расширение творческого потенциала личности. На книжной выставке «Литературный континент» была представлена самая интересная литература для чтения подростков. Разделы выставки: страна приключений, море любви, вулкан страшилок, гора смеха. Ежедневно у выставки проводились рекомендательные беседы. В течение года для учащихся 5-6 классов были проведены урок радости «Звезды книжной вселенной» (лучшие книги русской и зарубежной художественной литературы), урок открытий «Давайте знакомиться и дружить» (новинки литературы), урок доброты «Мир добрых людей и прекрасных животных», урок творчества «Эта книга мне понравилась». На этом уроке ребята писали отзывы на понравившиеся книги. Они пополнили альбом с отзывами ребят на книги. В декабре был проведен опрос «Книга, которая стала для меня открытием в 2010 году». Книги, которые чаще всего упоминались в опросе и стали основой выставки-откровения «Наш книжный хит-парад». Как отмечают в своем отчете коношские библиотекари: «В результате реализации программы учащиеся 5-6 классов стали активными пользователями библиотеки, расширился круг их чтения».

Как показывает практика, эффективными формами работы по воспитанию вдумчивого читателя являются и традиционные библиотечные громкие чтения, обсуждения, читательские конференции.

Шипицынской ДБ разработана и реализуется программа «Чтобы пробудить добрые чувства». Её цель – популяризация чтения, привлечение детей в библиотеку, а также знакомство с лучшими произведениями отечественной и мировой литературы. Программа рассчитана на учащихся первых классов. Часто родители первоклассников, видя, что ребенок научился читать, перестают читать ему вслух. Поэтому интерес к книге у ребенка ослабевает, поскольку чтение из удовольствия превращается в труд, обязанность, и это у него вызывает нежелание читать. Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, воспитать потребность в нем, шипицынские библиотекари ввели в практику своей работы громкие чтения в стенах библиотеки. На еженедельных занятиях дети не только слушают произведения, но и обсуждают их, связываются с историями из своей жизни, выполняют творческие задания. Библиотека активно применяет методику громкого чтения и в работе с читателями старшего возраста.

Для обсуждения и чтения библиотекари выбирали как классические произведения – юмористические рассказы А. П. Чехова (Рикасихинская ДБ), «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (Холмогорская и Приморская ДБ), «Чук и Гек» А. П. Гайдара (Емецкая и Вельская ДБ) – так и книги современных авторов. Вычегодская детская библиотека-филиал № 6 МУК «Котласская ЦБС» с шестиклассниками провела громкое чтение рассказа Тварка Мэна «Козёл», а затем ток-шоу «Месть, или Поиск справедливости». Библиотекарь старалась не навязывать свое мнение ребятам и дать возможность высказаться всем без исключения о героях рассказа. Детский отдел Яренской библиотеки организовал читательскую конференцию по книге Е. Мурашовой «Класс коррекции» для учащихся 10 класса. Библиотекарь читального зала и классный руководитель составили беседу о творчестве Екатерины Мурашовой, собрали отзывы детей о произведении из Интернета, подготовили вопросы для обсуждения.

Сложную форму читательской конференции выбрали и сотрудники Пакшеньгской библиотеки (Вельский район). В центре обсуждения была книга М. Шолохова «Судьба человека». Подростки говорили о произведении, о военных судьбах своих прадедов, читали стихи о войне.

Для мероприятий по продвижению чтения детские библиотеки использовали разные формы работы.Старшеклассники села Ровдино активные помощники детской библиотеки в проведении литературных гостиных. В прошлом году были подготовлены занятия по творчеству Александра Блока и Сергея Есенина. Литературный час для третьеклассников «Тот самый Мюнхгаузен» прошел в Вилегодской ДБ. Участники познакомились с биографией автора, историей создания книги и прототипом главного героя и показали свои знания о похождениях известного выдумщика. Игра так увлекла ребят, что все решили создать памятник этому сказочному герою.

Много среди мероприятий и игровых программ. В Приморской ДБ состоялисьлитературная игра по книгам В. Каверина «Бороться и искать, найти и не сдаваться» и литературное путешествие «Блистающая Гринландия», посвященное жизни и творчеству А. Грина. Городской интеллектуальный турнир «Знатоки Хогвартса» в детской библиотеке г. Мирный проходил в два этапа. Согласно условию турнира, каждому участнику было необходимо прочитать семь романов Дж. Ролинг и ответить на вопросы заочной викторины «Волшебный мир Гарри Поттера». Таким образом, были определены истинные любители волшебства, магии и поклонники Гарри Поттера, которые собрались в читальном зале библиотеки, чтобы в честном состязании определить лучшего из лучших. Семь финалистов первого этапа турнира уже очно могли продемонстрировать свои знания произведений Джоан Роллинг. Чтобы стать победителем турнира, предстояло пройти серьёзные испытания. Ответить на весьма каверзные вопросы о героях семи книг, вспомнить хитросплетения сюжета любимых романов могли только те, кто по-настоящему постиг азы магической науки с заветных страниц и стал экспертом мира Гарри Поттера. Во второй тур прошли 5 участников, а в финал вышли трое самых достойных.

Еще одна интересная игровая программа была организована детской библиотекой Мирного в рамках проекта «Продвижение имени и творчества А. П. Чехова». Для учащихся 7 классов здесь состоялся городской интеллектуальный марафон «Самый умный читатель Чехова». Участники должны были продемонстрировать знания биографии писателя, также учитывалось внимательное, детальное изучение рассказа «Письмо к ученому соседу». Накануне в каждой из 4 школ города прошла литературная мини-викторина, определившая знатоков творчества Чехова, которые и приняли участие в марафоне. От каждой школы были представлены по 3 участника. Марафон познакомил ребят со стилистическими особенностями рассказа, архаичностью лексики, языковыми традициями.

Юбилею А. П. Чехова в детских библиотеках области прошли и другие интересные мероприятия. Для старшеклассников библиотекари Рикасихинской ДБ оформили книжную выставку «Каждый должен посадить свой вишневый сад» и провели обзор, который перешел в обсуждение о предназначении человека на земле, о планах на будущее. В Емецкой ДБ прошёл литературный час «Урок сопереживания» по рассказу А. П. Чехова «Ванька». Детям было предложено написать свой конец рассказа.Для учащихся старших классов Заостровская ДБ провела театрализованную композицию к юбилею А. П. Чехова «Наследие его жизни». Роли героев исполняли старшеклассники. В Приморской ДБ у книжной выставки «В человеке должно быть все прекрасно» прошла беседа-диалог для шестиклассников.

В ГДБ МУК «ЦБС» г. Архангельска состоялся спектакль по рассказам А. П. Чехова о любви «Загадочная натура» народного театра «Словица». Ребятам помладше было предложено литературное путешествие по раннему творчеству писателя «Смешные рассказы Антоши Чехонте». Детская библиотека-филиал № 11 провела литературную игру по творчеству писателя «Путешествие к Чехову» и викторину «Смешные истории грустного человека».

2010 год был объявлен Годом Учителя. Библиотекари Шипицынской и Шенкурской ДБ решили использовать читательский опыт педагогов для продвижения чтения среди детей и подростков. В Шипицыно была оформлена фотовыставка «Любимые книги детства наших учителей». На ней были помещены фотографии учителей, их рассказы о любимых книгах. На выставке в Шенкурске были представлены книги: «Благие намерения» А. Лиханова, «Безумная Евдокия» А. Алексина, «Класс коррекции» Е. Мурашовой, «Чучело» В. Железникова и многие другие раскрывающие сложный мир взаимоотношений между детьми и взрослыми.

А в детском отделеЯренской библиотеки внимание читателей привлекала выставка незаслуженно забытых книг «Притормози! Прочти!». Подросткам было предложены книги из детства бабушек и дедушек, мам и пап. Библиотекари проводили индивидуальные беседы у выставки.

Интересные выставки были оформлены по итогам анализа формуляров лучших читателей. В Холмогорской ДБ такая выставка действует в течение года. В Няндомской ДБ по итогам 2010 года суперчитателем стал мальчик-первоклассник. Он стал посещать библиотеку только в 2010 году, но активно проявляет интерес ко всему: помогает расставлять и ремонтировать книги, участвует в конкурсах детского творчества и мероприятиях. Библиотекари оформили его персональную выставку «Я пришел в библиотеку», где были представлены все разносторонние интересы этого маленького читателя книги и журналы, рисунки и поделки, игрушки.

На выставке-рекомендации «Золотая полка наших читателей» в Каргопольской ДБ были представлены фотографии ребят, книги которые они рекомендуют почитать своим сверстникам и отзывы читателей о них. В рамках акции «Советую почитать» библиотекари детского отдела Яренской библиотеки разработали специальные закладки, на которых можно было написать краткий отзыв на понравившуюся книгу.

Опыт детских библиотек области по продвижению книги и чтения показывает, что они способны стать лидером в своем районе/городе в обучении творческому чтению и в решении государственной задачи возрождения Чтения как национальной ценности.



Назад в раздел