Семью сплотить сумеет мудрость книг


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Семью сплотить сумеет мудрость книг



Семью сплотить сумеет мудрость книг

Обзор деятельности по организации домашнего семейного чтения
библиотек Архангельской области

Составитель - Чаусова С. А.,
главный библиотекарь методического отдела

Семья, с семьею, о семье… Слова эти не новы в лексиконе библиотекарей области. С семьей связывают они свои планы и на возрождение традиции совместного домашнего чтения, и улучшение нравственного состояния общества, и творческое развитие ребенка. «В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, его культурно-духовное развитие. Книга, чтение – это то, что помогает понять и почувствовать нерасторжимую связь: человек – семья – родина». (Из отчета МУК «Межпоселенческая библиотека Плесецкого района).

Объявление 2008 года – годом семьи придало работе с родителями новый импульс: все участники семейных встреч в библиотеке воспринимали их как необходимые, полезные, вдохновляющие, радостные, праздничные. Во многих отчетах библиотек области наконец находим осознание того, что отдельные, разрозненные массовые мероприятия менее эффективны, чем комплекс, цикл, программа по теме.

Так, в библиотеке Каргополь – 2 МУК «Няндомская ЦБ» была составлена целевая программа «Семья. Школа. Библиотека» под девизом «Хочешь грамотного читателя – воспитай его сам», в Коношской ДБ – «Аистенок» и «Читающие родители – читающие дети», целью которых было развитие социального партнерства семьи и библиотеки, государственных и общественных организаций. В Лешуконской ДБ – информационно-просветительская программа «Росток», а в МУК «Ленская межпоселенческая библиотека» – «Семья и книга: объединенные чтением» и «Мальчишки и девчонки, а также их родители». В Вельской ДБ – «Давайте читать вместе», в Вилегодской ДБ – с учениками 2 «Б» класса и их родителями проходили встречи по программе «Когда все вместе», в детско-юношеской библиотеке МУК «МБС» г. Северодвинска – «Читаем вместе», в детской библиотеке г. Мирного – «Расширение культурного поля читателей и возрождение традиций семейного чтения», в Приморской центральной библиотеке – «В библиотеку всей семьей», в Устьянской ДБ – «Откроем книгу», в рамках которой предусмотрен лекторий для родителей «Семья и школа», в Красноборской ДБ – «Красноборская семья – с книгой в 21 век», в Виноградовской ДБ – «Книжкин сад».

О том, какое конкретное воплощение получили эти программы, о значительных и значимых мероприятиях, посвященных Году семьи, рассказывают библиотекари в своих отчетах.

Отрадно читать, что массовая и индивидуальная работа с семьей во многих библиотеках строилась на основе анализа ситуации в регионе, которому предшествовало анкетирование. Так, в Верхнетоемской ДБ проведен опрос «Книга в вашей семье». «Анкеты делились на две категории: для родителей и их детей. И родителям, и детям предлагалось ответить на почти одинаковые вопросы. Вот что удалось выяснить в процессе анкетирования.

  • К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей.
  • Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.
  • Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и первоклассников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом они не считают нужным это делать, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки.
  • В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.

Что касается семейных мероприятий в библиотеке, то родители боятся показаться нечитающими и отказываются посещать их».

Проанализировав анкеты, наши верхнетоемские коллеги пришли к выводу о необходимости информирования родителей о новинках детской литературы, о современных авторах, а для этого библиотекарям нужно самим ориентироваться в «книжном море».

В Ровдинской ДБ совместно с учителями, воспитателями, детским врачом, женсоветом был разработан проект «Семью сплотить сумеет мудрость книг». Было проведено анкетирование детей и их родителей, на основе которого был составлен план работы. Участники проекта посещали родительские собрания в начальных классах, где рассказывали об итогах анкетирования, детских журналах и книгах для родителей.

В отчете Приморской ДБ читаем: «В 5-х классах интересно прошло родительское собрание «Роль книги в интеллектуальном развитии наших детей». По предварительному анкетированию детей был подготовлен анализ чтения школьников. Благодаря этому родители узнали о читательских предпочтениях своих детей. Некоторые дети написали в своих анкетах, что хотели бы, чтобы родители читали им вслух книжки, как в раннем детстве».

Северодвинские библиотекари отмечают: «Для того чтобы обратить внимание родителей на проблемы детского чтения, а именно про­блему выбора книг детьми, была проведена II заочная родительская конференция «Незабываемые книги детства». Родители заполняли анкеты о любимых книгах семьи, давали свои рекомендации по выбору книг для чтения детям. В анкетировании приняли участие 48 родителей. Дети в рамках этой конференции делали рисунки-рекламы своих любимых книг. Итогом работы заочной конференции было оформление следующих стендов:

  • «Что читаем?» Анализ анкет и советы по чтению;
  • «Дерево книжных предпочтений». Любимые книги родителей в детстве;
  • «Море рекомендаций». Советы родителей: книги, которые, по мнению родителей, стоит прочитать;
  • «Предлагаем поиграть». Варианты игр с книгами».

Шенкурские библиотекари девизом своей работы взяли слова «Время читать» и провели – блиц-опрос известных людей города о любимых книгах их детства. На основе данных опроса оформили выставку книг.

Радует и тот факт, что комплексные, масштабные мероприятия в библиотеках области проходили при поддержке и участии друзей библиотеки; такими стали: школьные психологи, учителя, воспитатели детских садов, женские клубы (Очейская библиотека МУК «Ленская межпоселенческая библиотека»), сотрудники районных домов культуры (Верхнетоемская и Приморская детские библиотеки), отделов по вопросам женщин, семьи и молодежи (Вилегодский район), администрации районов, Советы ветеранов, собрания депутатов (Приморская ДБ), отделов по культуре, физкультуре и молодежной политике (Няндома), женсоветы (Емецк). «Когда мы, библиотекари, находим единомышленников на пути приобщения детей к книге, мы очень этому рады», – пишут сотрудники Виноградовской ДБ. Именно работа по программам, считают они, «даст возможность объединить усилия всех заинтересованных структур, самостоятельно работающих с семьями, воедино, так как книга – идеальный посредник для диалога взрослого и ребенка, а библиотека – связующее звено в душевном единении семьи».

В отчете библиотекарей Приморского района отмечается, что «взаимодействие библиотеки и семьи – это наиболее эффективный путь приобщения ребенка к чтению». И дальше они четко и точно определяют направления этой работы: «Это организация семейного досуга детей и родителей в библиотеке, совместное семейное творчество, педагогическое просвещение родителей». Добавим к этому еще семейное чтение и рассмотрим каждое направление отдельно.

Педагогическое просвещение родителей. (Родительские собрания. Беседы для родителей)

Проблема – как помочь родителям стать волонтерами книжной культуры – не нова. Ее претворение в практику работы требует от библиотекарей творчества. В Яренской библиотеке решили, что решению этой задачи будет способствовать создание игровой комнаты: «Главным событием Года семьи стало создание игровой комнаты в детском отделе – выделение в библиотеке специальной комфортной зоны, сочетающей в себе книжную зону и игровую зону. В комнате размещены стеллажи с литературой для дошкольников, выставки «Домашняя школа для детей и родителей», различные развивающие игры. Выбирая книги, ребенок с родителями могут поиграть, так как игровая деятельность – основное занятие детей дошкольного возраста. Для создания уюта сделан ремонт комнаты, приобретены палас, шторы с детским рисунком, сказочное панно на стене, новая мебель для игровой выполнена частным предпринимателем.

В День защиты детей состоялось торжественное и праздничное открытие игровой комнаты, были приглашены члены оргкомитета по проведению Года семьи, предприниматели, выделившие средства на приобретение игрушек, дети из детсада «Незабудка», родители. Всего за семь месяцев комнату посетили 1428 детей и родителей».

Библиотекари п. Шипицыно (Котласский район) справедливо считают, что одним из важных факторов влияния семьи на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования, а также их подготовленность к руководству детским чтением. Станет ли в будущем маленький человек большим читателем, во многом зависит от семьи, в которой он воспитывается. Для того чтобы узнать, как в семье относятся к чтению, среди родителей дошкольников было проведено анкетирование на тему «Чтение в вашей семье». Оно показало, что «читающих» родителей, хорошо разбирающихся в детской литературе, весьма немного. Большинство мам и пап традиционно придерживаются обычного житейского принципа: «Детям надо читать». А что именно читать, когда и как – часто не знают.

«Проанализировав результаты анкет, – читаем в их отчете, – мы пришли к выводу, что необходима целенаправленная работа в этом направлении. В связи с этим в детских садах, в школе были проведены беседы на темы: «Научите ребенка любить книгу», «Чтение с пеленок. А надо ли?», «Возродим традиции семейного чтения». Во время мероприятий слушателям вручались памятки: «Научите ребенка любить книгу», «Хотите, чтобы ваш ребенок много и с удовольствием читал?», «Как воспитать у детей интерес к чтению?». В дальнейшем работа с этой группой будет продолжена».

Как новое направление в просветительской деятельности библиотек можно отметить то пристальное внимание, которое стало уделяться молодым родителям. Так, библиотекари детской библиотеки-филиала № 7 МУК «Котласская ЦБС» считают: «Работа с семьей в данное время назрела и очень необходима. Особенно необходимо уделить внимание молодым родителям, так как они уже из нечитающего поколения… Ребенок всему учится, прежде всего, в семье, поэтому необходимо сначала донести до родителей важность общения с книгой».

Говоря о работе с семьёй МУК «ЦБС г. Архангельска», хотелось бы отметить работу Октябрьской библиотеки № 2. С 2006 года здесь реализуется проект «Информационный центр «СемьЯ» по сбору, анализу и распространению информации по проблемам молодой семьи и путях их решения.

В Вельске проведению массовых мероприятий всегда предшествует четко спланированная выставочная работа: «Для родителей и руководителей детского чтения проведён круглый стол совместно с Отделом образования администрации МО «Вельский муниципальный район» «Детское чтение – интеллектуальный и духовный ресурс нации». В читальном зале работала книжно-журнальная выставка «Читаем вместе».На ней были представлены книги и журналы, цель которых помочь родителям ответить на волнующий многих вопрос «Как научить детей любить книгу?». По материалам выставки составлен рекомендательный обзор «Читаем вместе» (он опубликован в районных газетах), оформлен рекомендательный список-памятка «Как вырастить книголюба». С родителями и учащимися второго класса школы №4 провели родительское собрание «Любимая книга детства». Дети готовились заранее. Они писали отзывы на книги и рисовали своего любимого героя. В читальном зале были оформлены книжные выставки: «Твои непрочитанные книги», «Музей забытых вещей», «Мой любимый литературный герой».Класс был разделен на 5 команд. Дети с родителями участвовали в литературных конкурсах, встречались с героями любимых книг, вспоминали свои самые-самые любимые сказки, стихи, рассказы, повести. Для родителей в библиотеке работала книжная выставка «Семья – начало всех начал», было сделано новое оформление стенда «15 заповедей родительства», постоянно пополняется материалами из периодики папка-дайджест для родителей «Что делать с ребёнком, который...», оформлен рекомендательный список «Как подготовить ребёнка к школе».

Выставочную работу в библиотеке как одну из важнейших в просвещении родителей отмечают также и в Красноборской ДБ: «Выставка литературы «Книгоград» пользовалась огромной популярностью у посетителей библиотеки, являлась связующим звеном между родителями и детьми.

Обзор литературы и периодики, помещенной на выставке, был предложен родителям в библиотеке на родительском собрании, а также папам, собравшимся на районной конференции «Отцовство – дар и долг». Впервые была подготовлена и оформлена выставка творческих работ наших читателей «Мой папа лучше всех, потому что...». Оформление получилось необычным и ярким, а ,главное, интересным для посетителей библиотеки, так как представилась возможность узнать знакомых мужчин как талантливых, трудолюбивых, заботливых пап, о которых дети отзываются с большой нежностью и любовью».

Чаще всего серьезный разговор с родителями о детском чтении происходит именно на родительских собраниях. В отчете Мезенской ДБ отмечается: «В этом возрасте очень важно заинтересовать книгой и чтением и, безусловно, немалую роль в этом должны сыграть родители. Очень интересно прошло собрание «Как найти дорожку к книжке». А во 2-м классе было проведено собрание «Чтение – вот лучшее учение».

В детско-юношеской библиотеке МУК «МБС» г. Северодвинска «по результатам конференции были подготовлены выступления на родительских собраниях в детском саду и в школе на темы: «Почему детишки не читают книжки?» и «Что читать детям?». В школе № 21 на родительском собрании второго класса был организован круглый стол на тему «Ученье без мученья», на котором выступал школьный психолог, учитель и библиотекарь из ДЮБ. На заседании поднимались вопросы школьных нагрузок, помощи ребенку при выполнении до­машнего задания, соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации рабочего места школьника. Выступление библиотекаря включало в себя обзор литературы по данным вопросам и сообщение «Как помочь ребенку с домашними заданиями».

В МУК «ЦБС» г. Архангельска в рамках недели «Библиотека – семье» прошли родительские собрания: «Детское чтение: поиски и приоритеты» (библиотека №1); «Роль чтения в семейном воспитании» (библиотека №5); «Как стать родителем читающего ребенка» (библиотека №6); «Расскажи мне сказку: о пользе чтения сказок» (библиотека №7); «Ребенок идет в библиотеку» (библиотека №11). В ходе обсуждений поднимались вопросы сохранения традиций семейного чтения, предлагалась литература для самостоятельного чтения детьми младшего школьного возраста и совместного чтения в семье».

Детский отдел Черевковской библиотеки (МУ «Красноборская ЦБС») организовали акцию «Читай, и ты победишь», с целью привлечения внимания к книге и чтению взрослых и детей, укрепления семейных традиций.

Организация семейного досуга. Семейное творчество

«Семью сплотить сумеет мудрость книг». К этим словам, ставшим своеобразным лозунгом библиотек в их работе с семьей, добавим прочитанные в отчетах размышления и конкретные дела по организации совместного семейного творчества. Наибольшим успехом среди читателей пользуются дни семейного отдыха. Такие встречи становятся праздником для семьи, помогают родителям и детям лучше понять друг друга, сделать шаг к духовной близости и взаимопониманию.

В Приморском районе уже 14 лет существует хорошая добрая традиция проведения районных семейных конкурсов «Звёздный час». Предваряют конкурс отборочные мероприятия в библиотеках-филиалах для выявления лучших читающих и творческих семей. Затем победители приезжают на районный конкурс в Центральную библиотеку, где соревнуются в книжной эрудиции с другими семьями района и представляют свои творческие работы. Дети вместе с родителями приезжают в гостеприимные стены районной библиотеки и рассказывают о своей родной деревне, своей семье и о любви к чтению. Традиционная районная семейная игра называлась «Семья и дом – всему начало». Год семьи и семейного чтения определил тему: это классическая русская литература, обрядность, быт и верования русской семьи.

Вечер семейного отдыха в Луковецкой библиотеке (МУК «Холмогорская ЦБС») собрал 16 семейных команд. В первом конкурсе «Любимая книга моей семьи» команды волновались, ведь этот конкурс – домашнее задание и должен быть самым творческим и зрелищным. И, действительно, было на что посмотреть! Зрителям были представлены русские народные сказки, сказки Андерсена, и «Тысяча и одна ночь», где грозный царь Шахрияр восседал на ковре в окружении сладких фруктов, а красавица Шахерезада исполняла для него восточный танец. Всё это впечатлила и зрителей и жюри.

Все семейные команды показали своё творчество, вложили старание, долю юмора в подготовку домашнего задания.

На семейную игровую программу «Читаем всей семьей» пригласили своих читателей библиотекари Исакогорской детской библиотеки №13 (МУК «ЦБС» г. Архангельска). Состоялось чествование самых активных читателей, и проходил конкурс на лучшую презентацию любимой книги.

В феврале совместно с районным Домом культуры Верхнетоемская ДБ провела семейный конкурсный праздник «Моя семья»,где участники соревновались в номинациях «Творческая семья», «Семья-затейница», «Дружная семья». Скучать на этом празднике не пришлось. Конкурсанты пели, танцевали, показывали сценки, разыгрывали сказки.

К Международному женскому дню в читальном зале была оформлена выставка «Да, я такая!»с разделами: «О красоте духовной»; «Красивые дела, красивые поступки»; «Свет мой, зеркальце, скажи».

Карпогорская ДБ для второклассников подготовила и провела информационно-игровую программу «Наш дом и мы в нём».

Удачной находкой активизации семейного чтения в библиотеке Каргополь – 2 МУК «Няндомская ЦБ» стала «Развивающая суббота». Дети и взрослые именно в субботу идут в библиотеку, чтобы полистать газеты, журналы; папы любят поиграть в шашки, шахматы. С удовольствием откликаются читатели на предложение поучаствовать в проводимых в этот день мероприятиях – викторине «Пусть всегда будет книга», библиографической игре «Усердней с каждым днем смотрю в словарь» (изюминкой игры стало предложение составить «Антисловарь» – неправильное произношение, ударение обиходных слов и т.д.). Совместно оформляют «Уголок читателя», где есть все: последние события, объявления, полезные советы и рубрика «Золотая полка»

В Вилегодской ДБ в День семьи проводили конкурсную программу «Читающая семья, или Когда все вместе». Семьи – победители предыдущих конкурсов, приглашались в зал под торжественную музыку и громкие аплодисменты зрителей. Им предстояло посоревноваться на звание «Самая читающая семья». Конкурсанты: рассказывали о своей семье, представляли свои эмблемы и девизы. Неожиданным гостем праздника стал домовенок Кузя. Он искал себе пристанище в хорошем, спокойном учреждении, и ведущая предложила ему поселиться в какой-нибудь семье. Кузя решил сначала присмотреться, каковы эти семьи, читают ли они книжки, умеют ли родители рассказывать сказки так, чтобы дети сладко засыпали и видели добрые сны. Участники старались доказать это. Они рассказывали о любимых книгах своей семьи, участвовали в конкурсах «Веселых и начитанных» и «Книжные курьезы». Оказалось, что они еще и песни задушевные поют, танцуют и даже на музыкальных инструментах умеют играть.

Счастливый Кузька нашел себе семью, только они не узнали какую. Говорят, домовые, когда себе хороший дом находят, невидимками становятся, так им удобнее семью оберегать от всех напастей. Пусть каждая семья думает, что именно у них поселился добрый домовой. Жюри тем временем подвело итоги: Самая читающая семья – Самая дружная семья – Самая музыкальная семья – Самая мастеровая семья – Самая серьезная семья – Самая веселая семья».

В Покровской библиотеке (МУК «Онежская БС») прошел творческий конкурс «Мама, папа, я – творческая семья», во время его творческие семьи читали стихи собственного сочинения, инсценировали отрывки из литературных произведений. Была оформлена выставка семейных рисунков. Библиотекарь провела обзор лучших сказок и повестей-сказок «Сказки в семейном кругу».

В течение года здесь же проводился смотр-конкурс «Самая читающая семья». В итоге выбрано четыре семьи, которые наиболее часто посещают библиотеку и много читают. По итогам конкурса оформлен альбом с фотографиями и рассказом о семье.

О разнообразной и плодотворной работе с семьей отчитываются библиотеки Лешуконья: «Информационная деятельность библиотек направлена на повышении роли семьи, воспитание уважения к родителям, старшему поколению, укрепление семьи, обретение навыков ведения домашнего хозяйства, профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни, организацию досуга семьи. Этому были посвящены такие мероприятия: семейный конкурс «Семья = семь «Я» (Засулье), литературный вечер «Дом моей мечты», проведенный совместно со школой (Устькыма), игровая программа «Где любовь и совет, там и горя нет», семейный праздник ко Дню матери «Нет роднее родни у меня» (Юрома), литературный вечер «Мир в семье всего дороже» (Олема), конкурс стихов и рисунков «Мамин день» (Олема) и др. Быт, традиции, обычаи семьи тоже нашли отражение в работе библиотекарей. Литературный вечер «Всему начало отчий дом», конкурс «Бабушки и внуки» (Вожгора), Фольклорный праздник «Встреча с бабушкой – Загадушкой» (Олема). Тема «Нет родне родни у меня» стала главной в работе у ценогорского клуба «Непоседы». В Ценогоре традиционными стали Дни семейного отдыха, которые заведующая сельской библиотекой Галина Ивановна Сидорова ежемесячно проводит вместе с воспитателями, учителями, работниками Дома культуры, женсоветом. Родители и дети – не пассивные слушатели, а активные участники и подготовки, и проведения мероприятий».

В Няндомской ДБ к Дню семьи (15 мая) совместно с ЦБ, отделом по культуре, физкультуре и молодежной политике МО «Няндомское» был проведен большой семейный праздник-конкурс «Читающие родители – читающие дети»; вЕмецкой –День семейного отдыха«Семья в куче – не страшна и туча». Встречу за круглым столом семейных пар и их детей «Все вместе – это здорово» организовала Реважская сельская библиотека. (МУК «МБС Котласского муниципального района).

Хочется отметить, что опыт проведения семейных мероприятий в течение года во многом удался. Положительным результатом их является то, что семейные встречи в библиотеке имели комплексный воспитывающий и развивающий эффект.

Возрождение и воспитание традиций семейного чтения

В 90-е годы семейное чтение только входило, вернее – возвращалось, в современную жизнь общества, в библиотеках велась интенсивная работа с этой темой, затем последовали годы затишья, и вот вновь, судя по отчетам, в библиотечной среде наблюдается рост интереса к вопросам организации домашнего совместного чтения.

«Наш небольшой старинный город Вельск, – пишут наши вельские коллеги, – всегда жил насыщенной культурной и духовной жизнью. Вельчане – трудолюбивые, добрые люди, любящие свой город. Среди них много поэтов, художников, книголюбов, мыслящих и творческих людей. Мы обратились ко всем жителям города и района, любителям книги – взрослым и детям, людям любой профессии – поделиться с другими своей радостью –умением наслаждаться чтением.Библиотекой совместно с отделом по работе с семьёй, детьми и молодёжью МО «Вельский муниципальный район» был объявлен семейный творческий конкурс «Вельчане – читающий народ». В июне были подведены итоги, но так как потенциальных участников много, мы решили конкурс продолжить. Итоги второго этапа были подведены 13 мая на празднике «Читающая семья – это здорово!».

В муниципальной детской библиотеке г. Мирный организацией семейного чтения занимаются всерьез. Об этом свидетельствуют данные из их отчета: «Семейное чтение – это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного совместно с детьми, это общение, сближающее людей разных возрастов, когда они вместе выбирают книгу. Реализуя Программу «Расширение культурного поля читателей и возрождение традиций семейного чтения» приоритетным направлением внестационарного обслуживания стало семейное чтение «Читаем всей семьей». Для этого Сектором комплектования и обработки литературы был сформирован комплект книг для семейного чтения, который использовался для внестационарного обслуживания дошкольников детских садов.Сотрудничая с воспитателями и родителями, мы убедились в том, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге, большинство родителей не знакомы с литературой для семейного чтения. Сектор информации по проблемам детства помогает ориентироваться в огромном море книг и детям, и взрослым, составляя индивидуальные планы семейного чтения по различной тематике (для этого предварительно проводится мини-опрос о любимых занятиях семьи, увлечениях детей и родителей)».

Сотрудники отдела ведут большую работу по созданию рекомендательных библиографических пособий. Красочно оформленные рекомендательные списки литературы: «Почитай мне книжку, мама!» – знакомят родителей с познавательной литературой для дошколят, «Как подготовить ребенка к школе» – поможет правильно спланировать работу с детьми, направленную на всестороннюю подготовку ребенка к школьному обучению. Аннотированный рекомендательный список поможет выбрать для чтения лучшие художественные детские книги.

«В воскресные дни ребята приходят в библиотеку вместе с родителями, возрождая тем самым традиции семейного чтения. Работники Сектора информации по проблемам ставят перед собой следующие задачи: возрождение традиций семейного чтения, продвижение качественного чтения, создание привлекательного образа библиотеки. Семейное чтение – это литература, интересующая всех членов семьи, совместное с детьми обсуждение прочитанного, это общение, сближающее людей разных возрастов, когда они вместе выбирают книгу. Сотрудничая с воспитателями и родителями, мы убедились в том, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге, большинство родителей не знакомы с литературой для семейного чтения.

Книжная выставка «Как хорошо уметь читать…» была предназначена воспитателям и родителям, заинтересованным в грамотном овладение ребенком навыком чтения. Представленные на выставке издания помогают взрослым правильно организовать и провести с ребёнком совместные занятия, направленные на формирование навыка чтения».

Нельзя не сказать здесь и о разработанной сектором естественно-технической литературы ДЮБ МУК «МБС» г. Северодвинска программе информационной поддержки се­мейного чтения «Читаем вместе». Её цель – сделать семейное чтение ценностным, развивающим человека, формирующим потребность в чтении с детства. Для этого был оформлен уголок семейного чтения «Читайте детям, читайте с детьми», где помещалась информация для родителей о новинках научно-познавательной литературы, ориентированной на семейное чтение. Были оформлены специальные пособия, дающие представление о психологических приемах, помогающих родителям сделать совместное чтение желанным и приятным. Система обратной связи «Вы хотели узнать...» помогла части родителей найти ответы на интересующие их вопросы по проблемам семейного чтения. Вниманию родителей были предложены книги для совместного творчества, рукоделия, досуга, которые помогут объединить семью, найти язык общения.

Так, в прошедшем году, библиотекари составили памятку «Как выбрать книжку малышу?» и дайджесты: «Когда начинать читать?», «Семейное чтение. Зачем?».

Интересно поработала Черемушская поселковая библиотека (МУК «МБС Котласский муниципальный район») по возрождению давно забытой традиции семейного чтения. Там был организован конкурс, и 13 семей стали лидерами семейного чтения. И лучшим своим мероприятием ушедшего года библиотека считает семейный праздник «Папа, мама, я – книжкины друзья». Это было итоговое мероприятие конкурса. Главная особенность этой встречи – атмосфера доброты, творчества и веселья. Такие мероприятия сближают детей и родителей, библиотеку и семью, и надолго остаются в памяти.

Итак, работа с семьей была главной или одной из главных тем во всех библиотеках области, в большинстве отчетов содержится подробный рассказ о проведенных мероприятиях. Причем повествование часто было настолько ярким, развернутым, полным, что составило немалую трудность выделить кого-то, чтобы не обойти вниманием других. В некоторых библиотеках работа с темой воспитания в семье тесно переплеталась с краеведческой, и оценка ее дана в соответствующем разделе. Отраден тот факт, что в отчетах звучит признание приоритета этого направления и в будущем. Хочется отметить, что рассказывая о своем взаимодействии с родителями, библиотекари отошли от перечисления проведенных мероприятий (что было не редкостью в предыдущие годы) и даже старались не просто пересказать содержание того, что было сделано, но и дать оценку, посмотреть на работу в перспективе и в свете предыдущего опыта, обозначить нюансы, которые появились у вас в работе с этой темой. И еще следует сказать о важном новшестве, которое стало явным в последнее время: отчеты многих библиотек стали по сути и перспективными планами работы с семье, и это замечательно.

В качестве обобщения всего сказанного достаточно привести такие признания, прозвучавшие в отчетах: «Когда мы видим в библиотеках читающие династии детей, родителей, бабушек и дедушек, то искренне радуемся за них. В каждой библиотеке района сохранились такие семейные книголюбы, которые не позволяют уйти в небытие традициям семейного чтения». «Много положительных эмоций получили родители и дети от предложенных мероприятий и остались довольны временем, проведенным в библиотеке. И как приятно было видеть счастливых детей, которым родители посвятили сегодня столько времени. После мероприятий возникают более теплые и доверительные отношения у ребят с родителями и с нами. Родители чаще появляются в библиотеке, особенно те, у которых есть младшие дети. И думаю, что многих эти встречи заставили задуматься и об упущенном, и о том, что же можно еще изменить, и как это сделать. В общем, с родителями в 2008г. проведена хорошая работа, в дальнейшем планируем ее продолжать и совершенствовать. Для этого необходимо, конечно, приобретение литературы для родителей по педагогике и психологии».



Назад в раздел