Секреты воспитания. Самостоятельность


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Секреты воспитания. Самостоятельность

Какой у вас самостоятельный ребенок! Сам оделся, сам поел, сам нашёл себе занятие, а мой… Слышали такое?

Или вот ещё ситуация, которую рассказала одна мама. Ребёнку 3 года. Ничего не хочет делать сам. Мы с мужем убираем его игрушки, одеваем, кормим. Читала, что в этом возрасте дети уже должны проявлять самостоятельность. Но я не понимаю, нужно ли нам активно развивать это качество у ребёнка или оно формируется само по себе?

Итак, сегодня наш разговор пойдёт о развитии детской самостоятельности.
Самостоятельность – это не только умение самому позаботиться о себе, но и уверенность в своих силах, желание проявлять инициативу. Часто родители указывают ребёнку, что нужно сделать: иди, почисти зубы, умойся, переоденься. И если он старательно выполняет, они радуются, какой же ребёнок самостоятельный! Так ли это на самом деле? Выполнить сказанное родителями – это скорее послушание. Самостоятельность же развивается по другим законам.

По каким же? Самостоятельность начинает формироваться ближе к двум годам. Когда ребёнок понимает, что некоторые вещи он может сделать сам, без помощи и указаний родителей. Например, забраться по лесенке на детской площадке или надеть колготки. Малыша радует, что у него получается, что он уже большой. Но при этом нередко слышит от родителей: «Поставь, а то разольёшь, разобьёшь!» - или «Стой, туда не ходи: там опасно!» Да, правила безопасности важны для ребёнка. Но если запретов слишком много, инициатива ребёнка постепенно угасает. Зачем что-то желать и делать, если взрослым это не нравится и они всё равно всё делают за меня?

Вспоминается замечательный анекдот про родителей, которые лучше самого ребёнка знают, что ему нужно.

– Петя, немедленно иди домой!

– Мам, я что, замёрз?

– Нет, ты проголодался!

Что же делать? Как создать условия для развития самостоятельности?

1. Организуйте пространство в доме так, чтобы в доступе ребёнка были вещи и гигиенические принадлежности, которыми он может постоянно сам пользоваться. Например, совок, веник, тряпка, полотенце, щётка, расчёска и другие.

Эти вещи должны находиться на уровне роста ребёнка: на нижней полке или в нижнем ящике комода. Можно поставить устойчивый стульчик или подставку у раковины, чтобы ребёнок мог сам достать всё необходимое и умыться. Можно организовать место на кухне, где будет стоять кувшинчик с водой и стакан, чтобы ребёнок самостоятельно мог попить. Сказать ребёнку, где лежит тряпочка для стола и веник, чтобы он мог сам вытереть разлитую воду или замести крошки.

2. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. 

Например, самостоятельно поесть, выбрать одежду на прогулку и в детский сад, застелить постель. Старайтесь покупать для ребёнка одежду с простыми застёжками. Организуйте место для хранения игрушек (полки или ящики) в пределах досягаемости ребёнка, чтобы он мог взять игрушку или положить её на нужное место самостоятельно.

Можно сделать картинки-схемы, показывающие, что и куда прибирать, что и в какой последовательности надевать. И повесить эти схемы в стратегически важных местах.

3. Давайте право на ошибку.

Когда человек делает что-то в первый раз, не всегда сразу выходит хорошо, иногда требуется время на освоение навыка и, конечно, очень нужна поддержка. Поэтому, когда  ребёнок что-то прольёт или рассыплет, не ругайте. Успокойте, скажите, что не стоит расстраиваться, что в следующий раз получится лучше. И покажите, как самому можно исправить ситуацию. 

4. Поощряйте самостоятельность. Хвалите за достижения и обращайте внимание на  усилия ребёнка по освоению какого-либо навыка. 

Не жалейте слов, говорите ребёнку, как вы гордитесь его умениями. Скажите, что именно вам нравится. Например: «Ты ровно и красиво сложил свои вещи. Расскажи, как у тебя это так здорово получилось?! Я вижу, ты очень старался». 

Если вы формируете у ребёнка привычку складывать вещи на место или делать что-то без вашей помощи, можете поощрять его маленькими призами, например, наклейками на специальный лист достижений. 

У психолога Анны Быковой есть замечательная книга «Самостоятельный ребёнок, или Как стать ленивой мамой», которую мы вам рекомендуем почитать в продолжение темы.
Вот что она пишет: "Если бы мамы были чуть более ленивы и не делали всё за детей, то детям пришлось бы стать более самостоятельными...

Когда меняется поведение родителей, меняется и поведение детей. Если всё делать за ребёнка, то у него не будет стимулов для развития. И наоборот, если взрослые перестают делать за ребёнка то, что ему уже по силам, то ребенок начинает самостоятельно реализовывать возникающие потребности".

19257487-a-a-bykova-samostoyatelnyy-rebenok-ili-kak-stat-lenivoy-mamoy-19257487.jpg

 



Возврат к списку