государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара»
О кризисе трёх лет, или Приручение строптивых
В основе кризиса трёх лет лежит противоречие между новыми потребностями ребёнка (в инициативе, самостоятельности, взрослости) и старым отношением к нему взрослых (опека, запреты, сюсюканье). Понятие "Кризис трёх лет" весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис примерно с 2,5 и продолжается до 3,5–4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания (авторитарность или авторитетность), особенностей психики и личности самого ребенка. Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит в результате.
Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития. Кроме того, устанавливаются более глубокие отношения в общении со взрослыми, в котором велика значимость положительной оценки в успехов и личных достижений детей со стороны родителей.
Симптомы кризиса трёх лет у детей:
- Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
- Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
- Возникает непреодолимое желание всё делать, решать самостоятельно. В связи с чем он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
- Ребенок начинает отстаивать своё «Я».
- В речи ребенка всё чаще можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
- Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
- Малыш становится упрямым.
- Дети не делают того, о чём их попросили, делают всё наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать всё наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
- Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
- Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребёнка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
- В этом возрасте у детей часты слёзы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
- Ребёнок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
Обсуждая в нашем библиотечном клубе эту тему, мы совместно с родителями составили список «антикризисных мер», которые помогли бы нам справиться с этим непростым периодом в жизни ребёнка:
- Важно дать ребёнку самостоятельность, предлагая альтернативу и выбор в одежде, еде и другом. Например: «Ты хочешь одеть красную или жёлтую футболку?», «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?»
- Необходимо показывать уважение к усилиям ребёнка, а не требовать быстрого результата или делать всё за него. Например: «Да, застёгивать молнию непросто. Нужно много терпения» или «Чтобы застегнуть, иногда нужно (показать как). В следующий раз у тебя обязательно получится». Предлагайте помощь, а не навязывайте её.
- Не заставляйте, а просите о помощи. Например: «Переведи меня через дорогу, пожалуйста» или «Я была бы очень рада, если бы ты помог мне …». Поручите ребёнку несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол.
- Чаще говорите «да» вместо «нет» и создавайте приятные перспективы. «Да, мы пойдем гулять, сразу после того как приберём игрушки»
- Помогите озвучить и выразить ребёнку его чувство, используя «активное слушание». Например: «Я вижу, ты злишься…», «Тебе очень хотелось бы…», «Мне кажется, тебе сложно…»
- Используйте сказки и игрушки-заместители, вместо прямых наставлений. Например: «Мишка хочет помочь тебе…» или «Давай машинка поможет нам отвезти все игрушки на полку».
- Если случилась истерика, старайтесь придерживаться правила трёх «НЕ»:
- не паниковать
- не реагировать
- не уступать
Так вы поможете ребёнку лучше понять границы дозволенного и недозволенного, покажете, что вами нельзя манипулировать. Детей, бьющихся в истерике, бесполезно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоится, когда поймёт, что на вас его слезы не действуют.
- Не осуждайте и не обсуждайте ребёнка в присутствии других взрослых, не навешивайте ярлыков. Например: «Он у нас такой упрямый, не знаю, что с ним делать», «Ты плохой, вредный, не буду тебя любить».
- Говорите о СВОИХ чувствах и желаниях. Например: «Мне жаль, что ты не сдержался», «Мне грустно, когда ты себя так ведёшь», «Мне не нравится, когда…»
Рекомендуем почитать:
- Абросимова Н. Кризис трёх лет. Возраст строптивости [Электронный ресурс] / Н.Абросимова // Беременность. Мама и малыш : журнал. – Режим доступа : http://www.2mm.ru/vospitanie/437/krizis-3-let
- Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет / З.И. Власова // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
- Монина Г. Проблемы маленького ребёнка / Г. Монина, Е. Лютова. – СПб.: Речь, 2005.
- Некрасова З. Перестаньте детей воспитывать / З. Некрасова, Н. Некрасова. – М.: София, 2007.