Итоги


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги



Фонды библиотек и потребности юных пользователей
Итоги исследования



Составители:
Светлана Юрьевна Третьякова, директор АОДБ имени А.П. Гайдара;
Елена Витальевна Яковлева, заведующая методическим отделом АОДБ имени А.П. Гайдара


Фонды библиотек - это стратегический ресурс, составляющий информационный потенциал общества. Библиотечный фонд литературы для детей и подростков - это и база для развития, образования и воспитания подрастающего поколения, которому в будущем определять судьбу государства. Поэтому анализ состояния фондов библиотек, обслуживающих детей и подростков, важен и интересен не только библиотекарям, но и всем, кому не безразлично будущее страны.
Ежегодно АОДБ им. А.П.Гайдара на основе отчетов проводит мониторинг фондов специализированных детских библиотек Архангельской области. Исследование «Фонды библиотек и потребности юных пользователей» - попытка проанализировать не только количественную, но и качественную сторону фондов детской литературы библиотек области, степень удовлетворения запросов юных читателей.
Исследование «Фонды библиотек и потребности юных пользователей» было проведено Архангельской областной детской библиотекой им. А.П. Гайдара в 2006 году по заданию комитета по культуре администрации Архангельской области.

Цель исследования
Определить степень соответствия фондов библиотек Архангельской области, обслуживающих детей и подростков, потребностям пользователей.

Задачи исследования
Изучить:
• Объем фондов специализированных детских библиотек Архангельской области;
• «Возраст» ядра книжного фонда для детей и подростков специализированных детских и массовых библиотек-филиалов Архангельской области;
• Обновляемость фондов специализированных детских библиотек Архангельской области;
• Использование фондов специализированных детских библиотек Архангельской области;
• Потребности юных пользователей специализированных детских и массовых библиотек-филиалов Архангельской области;
• Степень удовлетворения запросов юных пользователей специализированных детских библиотек и массовых библиотек-филиалов Архангельской области.

Объект
Библиотеки Архангельской области, обслуживающие детей и подростков.

Предмет
Соответствие фондов библиотеки потребностям пользователей.

Гипотеза
Слабое финансирование негативно отразилось на формировании фондов большинства библиотек, обслуживающих детей и подростков, что сказывается на удовлетворении их запросов.

Детское население Архангельской области обслуживают 46 специализированных детских библиотек и неспециализированные филиалы районных и городских ЦБС. Базами проведения исследования стали как специализированные, так и неспециализированные филиалы. Была составлена программа исследования, которая была направлена во все ЦБС области.
Откликнулись и приняли участие в исследовании 33 специализированных детских (далее ДБ) и 18 неспециализированных публичных библиотек (далее ПБ) Архангельской области, всего - 51 библиотека.
Большинство из библиотек, принявших участие в исследовании, расположено в городах - 39 %, в селах - 25 %, в поселках - 24 % и 12 % в деревнях.

Методы исследования:
• анализ статистических данных;
• анкетирование;
• наблюдение.

Итоги исследования

Фонды большинства библиотек, принявших участие в исследовании, состоят из печатных документов (46 % ДБ и 77 % ПБ). Документы на различных носителях (печатные, электронные, аудиовизуальные) есть в у 21 % ДБ и 17 % ПБ. 33 % библиотек (только ДБ) имеют фонды печатных и аудиовизуальных материалов.
Анализ статистических данных применялся только для изучения фондов ДБ, так как в большинстве библиотек, обслуживающих взрослых и детей, учет отраслевой литературы для детей отдельно не ведется. Он помог изучить объем, обновляемость и использование фондов специализированных детских библиотек Архангельской области.
Объем фонда, т.е. количество книг в библиотеке, должно соответствовать количеству читателей и книговыдачи. Простая констатация количественного увеличения или уменьшения этих показателей еще ничего не дает для анализа. Важно выявить разницу в темпах роста. Темпы роста (Тр) – это отношение уровней последующего и предшествующего периодов. Идеальная ситуация, когда соотношение темпов роста читателей (ТРА) соответствуют темпам роста книговыдачи (ТРВ) и темпам роста фонда (ТРФ). В 2004 и 2005 гг. только у 4 % ДБ наблюдалась такая ситуация (каждый год это разные библиотеки).
Важное место в изучении эффективности использования фондов занимает изучение в едином комплексе таких показателей, как книгообеспеченность, читаемость, обращаемость. Каждый из библиотекарей знает, что между этими элементами имеется тесная связь и изменение одного составляющего неизбежно ведет к изменению других. При проведении исследования за ориентир были взяты следующие цифры:
Читаемость (Ч) - 22 книги
Книгообеспеченность (К) - 12
Обращаемость (О) - 1,8

У большинства детских библиотек области книгообеспеченность высокая (2004 г. - 67 %, 2005 г. – 59 %) и низкая обращаемость фондов (2004 г. - 56 %, 2005 г. – 55 %). Наиболее часто повторяемая ситуация в детских библиотеках области, когда обращаемость и читаемость – низкие при высокой книгообеспеченности. Это говорит о том, что состав фонда не соответствует потребностям читателей, в нем имеется большой пласт малоиспользуемой литературы.
Изучение отраслевой структуры фонда и книговыдачи также показало, что в ДБ области, наиболее востребована литература общественно-политического характера, по естествознанию и технике. Скорее всего, это связано с тем, что в последние годы в библиотеку поступили новые книги энциклопедического характера, в том числе по естествознанию и технике. Во-вторых, большинство периодических изданий учитываются в книговыдачу из этих отделов.
Из таблицы 4 видно, что в большинстве библиотек имеется большой пласт малоиспользуемой художественной литературы, литературы по искусству и о спорте, литературоведению и языкознанию. Это книги, которые не пользуются спросом у детей в силу их морального устаревания, ветхости, но списать их библиотека не может, так как на замену новыми изданиями у библиотеки просто нет средств. Для современных детей и подростков физическое состояние книги, наличие ярких иллюстраций, хорошей бумаги и качественной печати играет важную роль в привлекательности процесса чтения и восприятии библиотеки.

Следующим этапом анализа состояния фондов детских библиотек стало изучение его обновляемости. Для этого рассчитывается процент поступлений и выбытий из фонда. Надежность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преобладанию объема ввода изданий над объемом вывода. По рекомендациям ИФЛА необходимо чтобы в фонд ежегодно попадало не менее 5 % изданий. Этим параметрам соответствовали:
2003 г. - Ленская детская библиотека;
2004 г. - Мезенская детская библиотека, детская библиотека г. Мирный;
2005 г. - ф. 7 Котласской ЦБС, Заостровская детская библиотека Приморской ЦБС, Устьянская детская библиотека.
Но в целом, в большинстве библиотек, в последние три года процент выбытия литературы больше процента поступления (57 % - 2003 г., 48 % - 2004 г., 70 % - 2005 г.).

Анализ статистических данных показал, что фонды детских библиотек области комплектуются бессистемно. Главные критерии комплектования - научно-обоснованный подход, изучение состояния фонда библиотеки и потребности пользователей - для большинства детских библиотек области не всегда учитываются в связи с низким и нестабильным их финансированием.

Большое внимание в исследовании было уделено изучению качественного состава фонда, его наиболее ценной части – ядра. Ядро книжного фонда – это литература, ценная в научном, художественном аспектах, проверенная временем и доступная по содержанию и оформлению для значительной части читателей библиотек определенного типа. В изучении ядра книжного фонда принимали участие и специализированные детские, и неспециализированные библиотеки. Для этого им было предложено отметить в списке из 90 книг имеющиеся у них. Список был составлен на основе «Примерного перечня произведений ядра фонда литературы для детей в библиотеках» (Коломейчук Е.М. Литература для детей в библиотечных фондах: пособие.- СПб.: РНБ, 1996), «Списка лучших произведений русской и мировой художественной литературы, рекомендованных для комплектования школьных библиотек» (Лучшие произведения художественной литературы /РГБ, РГДБ, РГЮБ. Вкладыш к журналу «Школьная библиотека») и дополнен изданиями, рекомендованными библиографическим пособием РГДБ «Библиогид».
Ядро книжного фонда большинства библиотек области, обслуживающих детей и подростков, состоит из книг 1980-1989 годов изданий. Причем в фондах неспециализированных библиотек таких книг больше (51 %), в специализированных – 44 %. В фондах имеется и довольно большой процент книг, изданных в семидесятые годы - 19 %.

Список ядра книжного фонда помог проследить и наличие или отсутствие конкретных книг в фондах библиотек.
Краеведческие книги:
24 % всех опрошенных библиотек не имеют в своих фондах книги Б. Шергина «Поморские были и сказания»
29 % - Ф. Абрамов «Деревянные кони»
12 % - Н. Рубцов «Стихи»

Русская классика
В области есть библиотеки в фондах которых нет некоторых произведений русской классики.
12 % - Н.Некрасов «Стихи для детей»
6 % - Н. Гоголь «Вечера на хуторе близь Диканьки»
4 % - Л.Толстой «Война и мир» и Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

Зарубежная классика
Еще хуже дела обстоят с зарубежной классической литературой.
55 % - Ж. Бедье «Роман о Тристане и Изольде»
45 % - Р. Стивенсон «Черная стрела»
27 % - А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»
14 % - А. Конон Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»
В 22 % неспециализированных библиотеках нет даже «Сказок дядюшки Римуса» Дж. Харриса.

Исследование ядра книжного фонда показало, что фонды ДБ скомплектованы литературой для детей и подростков полнее чем фонды ПБ. Так есть ПБ, читатели которых не могут прочитать о приключениях Пеппи и Старика Хоттабыча, познакомиться с героями книг А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», В. Осеевой «Васек Трубачев», В. Драгунского «Денискины рассказы», Э. Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», Д. Толкиена «Хоббит», Э. Успенского «Гарантийные человечки».
Фонды ПБ слабо комплектуются литературой, рекомендованной для внеклассного чтения. У 50 % ПБ нет книги Н. Ильиной «Четвертая высота», 61 % не имеют книги В. Дурова «Мои звери», 28 % - В.Бианки «Лесная газета», 33 % - В. Чаплиной «Питомцы зоопарка». Лучше представлена в ДБ и отраслевая литература.
И в ДБ и в ПБ существуют пробелы в комплектовании изданиями современных авторов. 88 % от числа всех опрошенных не имеют интересного сборника произведений молодых авторов «Классики», 92 % - книги А. Усачева «Сказочная история воздухоплавания», 65 % - стихов М. Бородицкой, 80 % - повести Д. Пеннака «Глаз волка».

Многие выводы, сделанные на основе изучения ядра книжного фонда, подтвердило анкетирование читателей. Всего в нем приняло участие 1552 читателя в возрасте от 12 до 15 лет. Самыми активными респондентами были подростки 12 (28 %) и 13 (26,5 %) лет.

Подавляющее большинство из опрошенных читателей - девочки (64 %). И это неудивительно: именно они являются самыми активными читателями детских библиотек всей страны.

Фондами своих библиотек более удовлетворены читатели ДБ - 73 % (Здесь и далее процент высчитывался от общего количества опрошенных читателей специализированных детских библиотек). И только 60 % опрошенных читателей-детей ПБ находят нужную литературу в своей библиотеке (Здесь и далее процент высчитывался от общего количества опрошенных читателей неспециализированных публичных библиотек).

Большинство из опрошенных имеют домашнюю библиотеку. Но если у большинства читателей ДБ (а они, как правило, расположены в районных центрах и городах) домашняя библиотека насчитывает от 50 до 100 книг (39 %), то у большинства (42 %) читателей ПБ, т.е. жителей небольших сел и деревень, дома имеется не более 50 книг. Огорчает и то, что на селе 10 % семей не имеют домашней библиотеки, не могут позволить покупать своим детям книги. В более крупных населенных пунктах число не имеющих домашней библиотеки составляет всего 3 %. Ответы на этот вопрос показывают, что в России уходит в прошлое традиция домашнего книгособирательства, а, следовательно, возрастает роль общественных книжных фондов (библиотек).

Литература, имеющаяся в домашних библиотеках, чаще всего не удовлетворяет потребности детей в информации. На вопрос: «Где чаще всего ты находишь интересующую тебя информацию и литературу?» свою домашнюю библиотеку назвали только - 31 % читателей ДБ и 28 % читателей ПБ, а домашние библиотеки друзей - 13 % и 15 % соответственно.

Это заставляет читателей ПБ чаще обращаться в библиотеки для взрослых (55 %). Тогда как только 16 % пользователей ДБ берут литературу в этих учреждениях. В населенных пунктах, где нет ДБ, высока роль школьных библиотек. 57 % читателей ПБ чаще всего находят информацию именно там, и только 38 % читателей ДБ отметили школьную библиотеку.
Можно сделать вывод, что ребенок нуждается в специально предназначенных для него библиотеках. Имея выбор специальная детская (школьная) библиотека и библиотека для взрослых, он предпочитает специализированную.
В среднем 9,5 % читателей-детей области отметили Интернет как источник, куда они чаще всего обращаются за информацией. Этот процент выше у пользователей ДБ (13 %), у читателей ПБ он составляет 6 %. И это понятно: специализированные детские библиотеки, как правило, расположены в более крупных населенных пунктах, где большее количество населения имеет компьютеры и выход в Интернет, а в школах оборудованы компьютерные классы. Немаловажно и то, что на сегодняшний день компьютеры есть в 16 ДБ области, четыре из них оборудованы выходом в Интернет. К сожалению, ПБ, расположенные в сельской местности, чаще всего такими возможностями не обладают. Следовательно, книга остается для детей и подростков нашей области главным источником информации.
Среди опрошенных посетителей библиотек всего в среднем 1 % не любит читать книги, т.е. приходит туда только по необходимости.
Литературные интересы читателей ДБ и ПБ практически совпадают. Все предпочитают читать фантастику (46 % читатели специализированных детских библиотек и 45 % неспециализированных библиотек), детективы (по 41 %), приключенческую литературу (37 % - 44 %), современные рассказы и повести о жизни своих ровесников (34 % - 31 %), любовные романы (26 % - 22 %).

Высок процент (24 % читателей ДБ и 31 % ПБ) и тех, кто предпочитает книги, которые задают читать в школе. Несколько уступает по популярности зарубежная литература (15 % и 17 %) и научно-популярная литература о природе (14 % и 19 %).
Аутсайдерами оказались исторические романы (11 % и 13 %), русская классическая литература (9 % и 14 %), научно-популярная литература о технике, книги о спорте (11 % и 15 %) и об искусстве (8 % и 13 %). Интересно, что читатели ПБ активнее интересуются литературой о технике – 18 %, тогда как только у 8 % читателей ДБ эти издания пользуются спросом.

Эти же варианты ответов были предложены и на вопрос, «Каких книг, по твоему мнению, недостает в библиотеке?». Здесь мнения читателей ДБ и ПБ не совсем совпадают, хотя на первое место те и другие поставили фантастику (22 % и 31 %), книги о жизни своих ровесников (22 % и 23 %) и детективы (19 % и 28 %).
Читатели ПБ отмечают недостаток приключенческой литературы (25 %), и только 12 % пользователей ДБ не удовлетворяет фонд этой литературы в их библиотеке.
Только 2 % читателей ПБ считают, что в их библиотеках достаточно книг по всем темам и вопросам, пользователи ДБ более удовлетворены фондами (11 %).
Читатели ПБ острее ощущают недостаток книг по школьной программе (29 % ПБ - 12 % ДБ), русской классической литературы (9 % ПБ - 4 % ДБ), научно-популярной литературы о природе (14 % ПБ - 5 % ДБ) и технике (14 % ПБ - 6 % ДБ), о спорте (17 % ПБ - 10 % ДБ) и искусстве (14 % ПБ - 9 % ДБ).

Лучше обстоят дела в ДБ и с периодическими изданиями. 38 % читателей этих библиотек имеют возможность читать любимые журналы и только 22 % ПБ.
То, что основными респондентами исследования были девочки-подростки, отразилось и на перечне периодических изданий, которые названы как любимые. Это журналы о моде, музыке, светской жизни, молодежных проблемах и кумирах («Все звезды», «Маруся», «Лиза», «Ромео и Джульетта», «Браво», «Штучка», «Бум», «Yes», «Oops», «Космо»). Интересы мальчиков представлены журналами «За рулем», «Юный техник», «Рыболов», «Мой футбол». Среди самых популярных есть и комиксы «Микки Маус» и «Том и Джерри». Радует, что наши читатели отметили в своих анкетах и такие старые журналы, как «Мурзилка», «Юный натуралист», «Вокруг света».

Важное место в работе библиотек, обслуживающих детей и подростков играет справочно-библиографическое обслуживание, т.е. выполнение разовых запросов читателей путем предоставления им справок. Степень удовлетворения запросов читателей – показатель качества фонда библиотеки. С целью изучения удовлетворения запросов читателей детей, библиотеки, участницы исследования, проводили декаду сплошного учета справок.
Наблюдение за удовлетворением запросов читателей в эти дни показало, что более трети (39 %) посетителей библиотеки обращается с запросами. Библиотекарям ПБ чаще приходится выполнять запросы читателей-детей. Связано это с тем, что во взрослой библиотеке ребенку труднее самостоятельно найти нужную книгу. Подавляющее большинство запросов и в ДБ (69%), и ПБ (81 %) носят учебный характер. Следовательно, у детей области преобладает деловое чтение.
Подавляющее большинство запросов удовлетворяются полностью или частично. У ПБ в два раза больше отказов чем у ДБ.
Причины отказов и в тех и других библиотеках имеют практически равное количество процентов, что говорит не только о пробелах в фондах, но и о недостаточной экземплярности книг.
Всего отказов по причине отсутствия книги в библиотеке от общего количества отказов в декаду – ДБ 51 %, ПБ – 52 %. Всего отказов, так как книга выдана другим читателям от общего количества отказов в декаду – ДБ 49 %, ПБ – 48 %.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

• Книга остается для детей нашей области важным источником информации, а библиотека востребованным учреждением, позволяющим снизить социальное неравенство, особенно в сельской местности, где уровень жизни низок.
• Выдвинутая нами гипотеза, что слабое финансирование негативно отразилось на формировании фондов большинства библиотек обслуживающих детей и подростков Архангельской области, и это сказывается на удовлетворении их запросов, подтвердилась частично. Да, слабое финансирование негативно отразилось на формировании фондов большинства библиотек, обслуживающих детей и подростков, но это не мешает выполнять им подавляющее большинство запросов своих пользователей. Казалось бы, парадокс. На наш взгляд, это произошло благодаря хорошей, профессиональной работе библиотекарей по своевременному и качественному пополнению СБА, а конкретно СКС. Во-вторых, как показало исследование, большинство запросов носят учебный характер, а благодаря НФ «Пушкинская библиотека» библиотеки смогли обновить фонд справочной, энциклопедической литературы. При минимуме выделяемых средств библиотекари, как правило, делали упор на эти книги. Но делали они это в ущерб художественной литературе. И недостаток именно её библиотеки сейчас ощущают. Библиотеки удовлетворяют учебные запросы, но не всегда способны предоставить ребенку «книгу для души». Вспомним результаты анкеты: дети хотят читать книги о ровесниках, о спорте, фантастику, приключения и т.д. Как показало исследование ядра книжного фонда, в библиотеках ощущается нехватка русской классики и классики детской литературы, тех старых, добрых книг, на которых воспитано не одно поколение детей России. Отсутствие их в фондах многих библиотек (а их просто списали из-за ветхости) не только проблема комплектования, во многом это проблема издательской политики, которая сложилась в нашей стране в последние 10-15 лет. Судя по тому, что сегодня лежит на прилавках книжных магазинов, что поступает в областную детскую библиотеку, эта ситуация начинает меняться. Издают и В. Дурова, и Б. Житкова, и В. Осееву, классику для детей, рассказы о Великой Отечественной войне. Эти книги прекрасно оформлены, их внешний вид, яркие иллюстрации способны привлечь ребенка. То есть, при наличии у библиотек достаточного количества средств на комплектование, они бы смогли устранить пробелы в фондах. По-прежнему не хватает художественных произведений о современных подростках, тех книг, которые так нужны читателям среднего и старшего школьного возраста. И это уже проблема не издателей. Сегодня очень мало авторов, которые бы писали о современных детях и подростках, об их проблемах. Тревожит библиотекарей и отсутствие в фондах краеведческой детской литературы, а без нее трудно воспитать у детей и подростков любовь к родному краю.
• В большинстве детских библиотек области высок показатель книгообеспеченности, это объясняется тем, что в фондах имеется значительное количество ветхой, устаревшей по содержанию литературы, которая почти не используется читателями. Из-за отсутствия стабильного и достаточного финансирования библиотеки не имеют возможности заменить её на новую, актуальную.
• Фонды специализированных детских библиотек больше отвечают потребностям пользователей и по представленному диапазону документов более соответствуют возложенным на них функциям (информационной, досуговой, педагогической) и рекомендациям ИФЛА. Кроме этого, исследование подтвердило, что ребенок нуждается в специально предназначенных для него библиотеках. Имея выбор: специальная детская (школьная) библиотека или библиотека для взрослых – он предпочитает специализированную. В неспециализированной библиотеке, где обслуживаются и дети, и взрослые, приоритетной группой пользователей являются последние, и особенно это заметно при комплектовании фонда. Комплектование детской литературой неспециализированных библиотек осуществляется по остаточному принципу. Поэтому наличие и сохранение в области сети специализированных детских библиотек – гарант соблюдения прав ребенка на свободный доступ к информации и максимально полное развитие своих способностей.
• Необходимо постоянное планомерное изучение состава и использования фонда библиотек на местах в целях эффективного управления его формированием.
• Необходимо разработать стандарты (нормативы) и обновить список ядра книжного фонда для библиотек, обслуживающих детей и подростков.
Проведенное исследование не самоцель, а база для выработки стратегии дальнейшего развития. Оно определило ряд проблем, которые надо решать на разных уровнях.
• На государственном уровне необходимо разработать систему стандартов (нормативов) библиотечного обслуживания детей и подростков, которые бы носили не рекомендательный характер, а являлись настоящим документом, который бы выполнялся региональными и местными властями.
• На региональном и местном уровнях необходимо обеспечить достаточное и стабильное финансирование комплектования библиотек детской литературой в соответствии с разработанными государственными нормами и стандартами. Проблему книгоиздания краеведческой литературы для детей и подростков также необходимо решать на уровне областной администрации. Может быть, это будет серия книг для библиотек. Специалисты Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара готовы определить круг книг необходимых для переиздания и порекомендовать произведения современных авторов.
• Проблемы, которые решаются силами АОДБ.
- Создать при Архангельской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара фонд перераспределения литературы, куда бы собиралась дублетные и неиспользуемые издания из фондов АОДБ и книги, переданные в дар из личных библиотек горожан. Предоставлять библиотекарям области возможность отбирать из этого фонда необходимые для себя издания не только при непосредственном посещении областной детской библиотеки, но и по спискам, опубликованным на сайте АОДБ.
- Создать на сайте Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара страничку, где все заинтересованные лица могли бы получить оперативную и полную информацию о современных авторах, о новых книгах и периодических изданиях для детей и подростков. Это поможет им более рационально использовать выделяемые денежные средства на комплектование и подписку.
- Продолжить областную книжно-читательскую акцию «Сокровища Гайдаровки – детям области». Предоставление детским библиотекам области во временное пользование книг и журналов из фондов АОДБ - реальная помощь, позволяющая читателям и библиотекарям познакомиться с новыми книгами и интересными журналами. В 2005 году участниками акции стали библиотеки Плесецка, Мирного, Каргополя и Няндомы, в 2006 году комплект получила Красноборская ЦБС. Акция «Сокровища Гайдаровки – детям области!» - удачная форма межбиблиотечного сотрудничества.
- Создать на сайте АОДБ им.А.П.Гайдара виртуальную справочную службу. Это даст возможность удаленным пользователям Архангельской области получать ответы на вопросы, связанные с деятельностью библиотеки и ее информационными ресурсами.
- Организовать изготовление и доставку электронных копий документов из источников, находящихся в фондах Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара, для удовлетворения запросов удаленных пользователей.

Эти меры позволит смягчить проблему с фондами детской литературы в библиотеках региона. Но все-таки о серьезном изменении состава фонда, о его обновлении можно говорить только при условии стабильного, планового и в достаточном объеме финансирования.



Назад в раздел