А хорошая литература после прочтения не отпускает, оставляя в памяти образы. Образ сломанного фонарного столба, который Елисей фотографирует через залитое дождём окно автобуса в самом начале повести - не символ ли это надлома в душе 15-летнего героя? А образ забаррикадированной обезумевшей матерью квартиры - не символ ли отчуждения, царящего в семье Фёдоровых? Лучше бы тебя не было! Герой регулярно слышит эти слова от матери, которая эгоистично замкнулась в своём горе по неудавшейся карьере пианистки и разваливающемуся браку и хочет вдобавок переложить груз своих бед на ребёнка. А в 15 лет человеку самому ох как необходимы и поддержка и понимание! Отец под стать матери. Редко бывая дома, уже давно по-настоящему не интересуясь делами сына, он хочет за несколько минут стать его лучшим другом. Ситуация исключительная? Нет. Фёдоровы несчастливы по-своему, но несчастье это, увы, узнаваемо и характерно для очень многих семей.
Все мы родом из детства и из своей семьи. Разлад в семье, разлад и в душе героя. Образ Леся Фёдорова - несомненно, творческая удача молодых писателей (человек девятнадцати лет, присутствовавший на нашем заседании, признался, что чувства и мысли главного героя близки ему и понятны ).
Умный, начитанный, серьёзный, имеющий увлечение. Да только интеллект, серьёзность и увлечение направлены на разрушение. Тяга к разрушению - способ защиты (лучше чувствовать себя пустым и разрушенным, чем израненным жизнью) и самоутверждения. Он фотографирует разрушенные здания, которые когда-то имели значения, а теперь ничего ни для кого не значат. Фотографирует в чёрно-белом режиме, ибо окружающий мир сер. И это мир населяют серые, эгоистичные, безразличные друг к другу люди, и всё в этом мире вписано в скучные схемы, повторяющиеся изо дня в день. Елисей вознамерился сломать схему и подчинить этот мир себе. Вместо того чтобы безвольно страдать от несчастной любви, он разрабатывает коварный план по завоеванию сердца красавицы Наташи, влюбившейся в нового учителя. План, в котором другой человек - Алиса Зеленина - будет средством достижения цели.
Вознамерившись сломать схему, герой создаёт свою. Но и эта жестокая схема ломается. Он не смог остаться равнодушным к душевной боли Алисы, которую сам же и причинил. А ведь, по плану, девочку надо было просто использовать.
От окончательного саморазрушения в критический момент спасли слова учителя Виктора Валентиновича Карбони, зароненные в душу. Того самого Карбони, из-за которого был выдуман План. Безусловно, учитель в повести несколько схематичен, поэтому немножко не верится в силу влияния этого человека на главного героя. Елисей считает Карбони неудачником (кто ещё в наши дни идёт в учителя?) и, конечно, не воспринимает всерьёз его слова о добре и ответственности за близких. Но именно эти "банальные" слова запали в душу и помогли выйти из замкнутного круга. Почему? Хотя бы потому, что этот человек верит в то, что говорит, пусть он и идеалист. И это единственный в повести взрослый, о которого слова Елисея "не разбиваются", который слушает и слышит и пытается понять.
Психологи занимают пограничное положение между педагогами и врачами. Наверное, поэтому, достоверно и без прикрас описывая внутреннее состояние героя, они ведут его к единственно возможному решению проблем. Пытаться найти добро вокруг, думать о близких людях и тех, кто любит тебя. И верить: "ничто не кончается разрушением".
P.S. Книга, поднимающая важнейшие нравственно-этические вопросы, аккумулирующая множество проблем современной жизни, написанная правдиво (важно, что отметил это человек девятнадцати лет), "лёгким" языком и верным тоном. Но почему же тираж - всего 1000 экземпляров?
А обсуждение "Развалин" прошло душевно и, я бы даже сказала, душещипательно. Однако обсуждение в большей степени крутилось вокруг да около семьи главного героя, и аллюзий на эту тему (видимо всех присутствующих дам-мам задело за живое), нежели литературного постижения книги в целом и отдельных её героев в частности.Поэтому, как это часто бывает, проблематика, затронутая в книге,вышла на первый план и затмила обсуждение самой книги.
Как бы там ни было разговор получился действтельно интересный, живой и очень искренний. Спасибо всем клубящимся! Я в очередной раз, благодаря вам, вышла за границы собсвенного понимания и восприятия книги.
В настоящее время читаю другую книгу Пономарёвых "Боишься ли ты темноты?". Пронзительная, честная, мудрая повесть о подростках из детского дома.