«Ломоносовский обоз»: виртуальное юбилейное путешествие по библиотекам области


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

«Ломоносовский обоз»: виртуальное юбилейное путешествие по библиотекам области



Кузнецова Елена Борисовна,
главный библиограф-краевед

Главным событием минувшего 2011 года, для всех жителей Архангельской области стал, несомненно, 300-летний юбилей М.В. Ломоносова. Юбилейный год запомнится обилием самых разных мероприятий — конкурсных и учебных, активных, увлекательных и требующих вдумчивого отношения. И все они так или иначе были связаны с именем первого русского учёного мирового значения. Одной из самых популярных форм проведения стал «ломоносовский обоз»: кто только и на чём ни путешествовал в минувший год из Холмогор в Москву!

А что если, используя эту форму, представить и библиотечный «ломоносовский обоз»? Попробуем виртуально проехать по области и посмотреть, как и чем встречали юбилей великого земляка библиотеки городов и районов родной для Михаила Васильевича Поморской земли.

Начнём обзор с областного центра. ЦГБ Архангельска отметила в минувшем году своё столетие. В 1911 году, в рамках программы празднования 200-летнего юбилея со дня рождения «великого архангельца» М.В. Ломоносова, в Архиерейской слободке, в доме Разумовского была открыта «читальня им. Ломоносова». В 2011 году, спустя 100 лет, ЦГБ им. М.В. Ломоносова стала организатором и вдохновителем многих мероприятий и проектов, посвящённых М.В. Ломоносову.

С марта по апрель в нашем городе проходилаНеделя детской и юношеской книги «Мы живём на земле Ломоносова». В библиотеках состоялись презентации книг из серии «Ломоносовская библиотека». Проводились видеоэкскурсии «Имя Ломоносова на карте Архангельска», краеведческие часы «Великий сын Севера», игровые мероприятия для детей «Колесо истории». Были организованы встречи с писателями, краеведами, художниками: Еленой Кузьминой, Еленой Антроповой, Валерием Чубаром, Александром Ипатовым, Дмитрием Трубиным, Любовью Горбуновой.Всего было проведено 97 мероприятий, которые посетило 2452 человека.

15 апреля ЦГБ провелаДень памяти М. В. Ломоносова. Для школьников была организована видеоэкскурсия «Имя Ломоносова на карте мира». Также состоялось открытие фотовыставки в читальном зале библиотеки по итогам конкурса «Мы живем на земле Ломоносова», прошла встреча с В.Я. Лойтером, журналистом, лауреатом Ломоносовской премии и была проведена презентация рукописи А.Н. Грандилевского «Родина М. В. Ломоносова».

В этот же день в Маймаксанской библиотеке №6 прошла интеллектуальная игра «Для пользы общества...» для учащихся 9 класса. Она состояла из пяти туров: «Конкурс капитанов», «Блиц-турнир по биографии Ломоносова», «Заморочки из бочки» (вопросы, связанные с деятельностью Ломоносова-ученого), «Словесная дуэль» (нужно было угадать значение старинных слов), «Памятник» (необходимо было придумать надпись для памятника).

22 апреля проходила городская молодёжная командная игра КВЭСТ-ориентирование «Ломоносовский забег» по местам, связанным с именем Ломоносова. Всего в игре приняло участие 13 команд (96 человек). Награждение победителей состоялось 29 апреля во времякнижной ночи «Штрихи к портрету Ломоносова». Данная акция объединила участников игры, читателей и друзей библиотеки. Её программу составили: презентация «Имя Ломоносова на карте мира», встреча с одним из покорителей Пика Ломоносова, выступления студии художественного слова С(А)ФУ и «Театра книги» ГДБ им. Е.С. Коковина. Участники Книжной ночи услышали фрагменты поэтических произведений самого Михаила Васильевича, а также стихи, посвящённые своему великому земляку и родному северному краю, в исполнении победителей литературного конкурса Молодежного творческого проекта «Мы живём на земле Ломоносова». Музыкальным украшением вечера стали выступления клуба авторской песни «Менестрель» и ансамбля народной песни Архангельского областного музыкального колледжа.

В первом полугодии ЦГБ им. М. В. Ломоносова был реализован проект «Ломоносовский автобус». Проект был поддержан министерством по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Архангельской области на 2009–2011 годы».

В ходе реализации проекта проведёнобластной конкурс детского рисунка «Родина Ломоносова». К участию в конкурсе приглашались учащиеся общеобразовательных школ, детских художественных школ, художественных отделений школ искусств и изостудий города Архангельска и села Холмогоры Архангельской области. В соответствии с условиями конкурса в композиции обязательно должны были присутствовать места, связанные с родиной Ломоносова, именем Ломоносова на карте города и села. При оценке работ учитывалось качество и мастерство выполнения рисунка, выразительность, композиция, образно-цветовое решение.

Всего на конкурс поступило 65 работ. Рисунки участников конкурса размещены на сайте ЦБС arhlib.ru и переплетены в альбомы. Один альбом будет храниться в Холмогорской библиотеке им. М. В. Ломоносова, другой — в ЦГБ им. М. В. Ломоносова.

Награждение победителей из г. Архангельска состоялось в Соломбальской библиотеке №5 им. Б. В. Шергина на празднике «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Чествование победителей из Холмогорского района проходило во время проведения культурно-просветительской акции 27 мая, в Общероссийский день библиотек.

В этот день дети и взрослые собрались у Холмогорской районной библиотеки на праздник книги и чтения, который также проводился в рамках областной культурно-просветительной акции «Ломоносовский автобус», посвящённой 300-летию М. В. Ломоносова и 100-летию ЦГБ им. М. В. Ломоносова. Открыла праздник заместитель главы Холмогорского района по социальным вопросам, которая поздравила всех присутствующих с Общероссийским днем библиотек и поблагодарила участников за такую добрую и нужную акцию.

Перед жителями районного центра выступили известные поэты-песенники Владимир Петров и Наталья Леонович, фольклорный коллектив Пинежского землячества «Рябиновые зори» и молодой исполнитель Иван Галашев. Радиожурналист, член Союза писателей России Валерий Чубар рассказал о своем понимании таланта Ломоносова и порадовал зрителей стихотворением собственного сочинения.

Во время акции все желающие смогли увидеть информационный выставочный комплекс «Слово о великом Поморе», а также познакомиться с книжной экспозицией под открытым небом «Дерзайте ныне ободренны...», на которой были представлены экземпляры книжной Ломоносовской коллекции из фондов ЦГБ им. М. В. Ломоносова.

Здесь же экспонировалась выставка детских рисунков участников областного конкурса «Родина Ломоносова». Директор ЦБС г. Архангельска С. И. Чехова вручила победителям и участникам грамоты и призы. Архангельские библиотекари провели для юных холмогорцев беседы-презентации «Имя Ломоносова на карте мира» и «Начало: детство и юность Ломоносова». Завершающим этапом акции стали викторина о жизни и деятельности земляка и открытый микрофон «Стихотворство — моя утеха», на котором школьники читали стихи северных поэтов о Ломоносове.

Работники Холмогорской ДБ были благодарны коллегам из Архангельска за организацию праздника на родине Ломоносова. Но и сами холмогорцы подготовили к юбилею земляка несколько интересных проектов. Показать роль М.В. Ломоносова в возрождении бисерного и мозаичного искусства в России, а также содействовать сохранению и популяризации бисерного искусства в наши дни — такова была цель конкурса «…Стекло подобяся жемчугу…». 17 его участников представили более 20 работ. Создавая свои произведения, ребята проявили немалые мастерство и фантазию: браслеты, ожерелье, северная вышивка радовали глаза посетителей.

Интересной и познавательной для ребят оказалась игра-путешествие «По Ломоносовским местам». Участники игры — пятиклассники — виртуально побывали в городах, где в свое время жил и работал их великий земляк. Последовательность путешествий определялась при помощи волшебного сундучка, в котором находились разноцветные фигурки-кристаллы из соли и сахара, символизировавшие точки пути. Библиотекарь продемонстрировала ряд опытов, предложив ребятам самим изготовить такие же. Игра-путешествие помогла участникам открыть новые страницы из жизни и деятельности великого учёного.

В Приморской ДБ в юбилейном цикле «Россией Ломоносов не забыт»в течение всего года проводились мероприятия для разных категорий читателей: книжные выставки, обзоры, беседы, часы информации, презентации книг, интеллектуальные игры. В ноябре для детей была организована юбилейная Ломоносовская декада. Из всего многообразия форм хочется выделить мероприятие, по праву ставшее «изюминкой» краеведческой работы этой библиотеки. Это — традиционный ежегодный районный семейный краеведческий конкурс, проводимый по типу телевизионной игры «Звёздный час». В минувшем году он назывался «Российскою землёй рождённый» и был посвящен юбилею М. В. Ломоносова. В назначенный день в библиотеку съехались семейные команды читателей из сёл и деревень Боброво, Вознесенье, Заостровье, Княжестрово, Пустошь, Рикасиха и Уйма. По задумке организаторов командам предстояло совершить виртуальное путешествие по жизненному пути М. В. Ломоносова, вспомнить его научные открытия и озарения. Команды привезли с собой домашнее задание — творческие работы, выполненные в технике мозаики, а также огромный багаж знаний о жизни и трудах своего земляка. Мозаичные работы отличались фантазией и оригинальностью. На детских работах Ломоносов — то отрок на морском промысле, то еще подросток за чтением книг при свечке в деревенской избе. Началась игра с разминки, в которой принимали участие только родители. Они отличились, показав блестящие знания жизненного пути Ломоносова, и заработали для своих команд дополнительные звезды. Далее участники успешно прошли три тура и сразились в финале.

Среди сельских библиотек Приморского района хочется выделить работу Пустошинской библиотеки. В рамках цикла «Сердцу милый Северный край» она организовала «Заочное путешествие на Родину Ломоносова» для учащихся 1–4 классов. В ходе игры команды путешествовали по карте Архангельской области, отвечали на вопросы, разгадывали ребусы. Сначала на гукоре участники заочного путешествия отправлялись по Северной Двине и по пути выполняли задание по художественным промыслам, которые в давние времена развивались на Русском Севере: резьбе по кости, по дереву, росписи и т. д. Затем гукор приплывал к Холмогорам, к Курострову, где командам задавались о детстве Ломоносова, о родителях, о занятиях поморов. С помощью игры дети узнали, что представляла собой родина Ломоносова в годы его жизни.

Игра «Хочу все знать о Ломоносове» тоже прошла интересно и познавательно. Рассказ ведущего о детстве Ломоносова подкреплялся своеобразным и непростым заданием для игроков — написать гусиным пером имя и фамилию ученого. Также участники сочиняли стихи, взяв четверостишие Ломоносова, расшифровывали сложный государский приказ. Все участники играли азартно, с удовольствием и в процессе игры узнали много нового для себя.

Активно участвовали в игре-путешествии «Вслед за Ломоносовым» и младшие школьники в Няндомской ДБ. В путешествие отправились две команды — «Поморы» и «Беломоры». Участникам предстояло вспомнить самые яркие моменты биографии учёного, показать свои знания в литературе, физике, химии, астрономии, мозаике. Ученики собирали пазл, выполняя задание по мозаике, проводили опыт со статическим электричеством. Наряду с другими, это мероприятие проводилось в рамках историко-краеведческая программы «Помора сын — ты сыном стал России».

17 ноября совместно с ЦБ был проведён «День с Ломоносовым». Состоялась презентация книг о великом учёном, а также всем читателям, посетившим в этот день библиотеку, были подарены буклеты с информацией о жизни и деятельности их знаменитого земляка. Также подводились итоги викторины о Ломоносове. Информация о событиях этого дня была опубликована в районной газете «Авангард».

С использованием краеведческого материала был составлен буклет, посвящённый улице Няндомы, носящей имя Ломоносова. Он рассказывает об истории её появления, об известных людях, живших и живущих на ней, о достопримечательностях и современном развитии. Буклет содержит также информацию о самом М. В. Ломоносове.

Сразу три юбилейных мероприятия, различных по форме и содержанию, хочется выделить в работеКоряжемской ДБ.

Информационно-познавательная игра «Гений земли русской»проводилась для восьмиклассников в рамках Междисциплинарных I Ломоносовских чтений в школе №6. Она стала заключительным мероприятием в череде познавательно-информационных часов, бесед и обзоров и дала возможность не только оценить знание материала детьми, но и поощрить их за усердную работу. В самом начале игры ученикам была показана слайд-презентация, в ходе которой ещё раз вспоминались основные моменты жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Затем участникам в качестве конкурсного задания было предложено воспроизвести паспорт, с которым Михаил Ломоносов отправился в Москву. Далее ребята восстанавливали авторов и названия учебников, по которым учился будущий великий учёный, решали из этих учебников задачи, подбирали рифмы в стихотворении М. Ломоносова. Конкурс «да» и «нет» позволил в заключение ещё раз проверить знания детей в области биографии и учёной деятельности великого земляка. В процессе игры участники получали жетоны-треугольники разных цветов (красный — отлично, фиолетовый — хорошо, жёлтый — удовлетворительно), из которых в конечном итоге составляли квадраты. Победила команда, у которой получился квадрат из 8 треугольников с преобладанием красного цвета. В заключении все присутствующие послушали отрывок из книги Ю.Фиалкова «Сделал всё, что мог» о последних днях жизни Ломоносова.

Заочная экскурсия «Родина Ломоносова» включала в себя просмотр видеоролика «Михайло Ломоносов. Страницы биографии глазами детей», словесную игру «Да, нет — правильный ответ», рассказ об экспозиции историко-мемориального музея, знакомство с холмогорской резьбой по кости, сопровождавшиеся слайд-презентацией. Это виртуальное путешествие стало одним из самых ярких и впечатляющих мероприятий, посвящённых М.В. Ломоносову. Ему предшествовало путешествие реальное: библиотекарь О. П. Чеснокова посетила с. Ломоносово, в котором сделала фотографии, использованные в презентации. В видеоролике учащиеся школы № 3 рассказывали биографию учёного, затем шёл рассказ-путешествие по залам и экспозициям историко-мемориального музея М. В. Ломоносова.

Информационно-познавательный час «Ломоносовские мозаики» вызвал большой интерес у школьников и преподавателей. В нём в доступной для учащихся младших классов форме рассказывалось о создании первой русской научно-исследовательской лаборатории, открытой Ломоносовым в 1748 году. Не одну тысячу опытов провёл Михаил Васильевич, чтобы получить смальты — непрозрачные стёкла 112 тонов и свыше 1000 оттенков. И на практическом задании ребятам было предложено поэкспериментировать с красками и из основных цветов сделать различные оттенки путём смешивания гуаши с водой. Далее ребята узнали о создании фабрики по производству смальт, бисера и стекла. Используя игру «Мозаика», детям должны были выложить узор по образцу. Мероприятие сопровождалось яркой слайд-презентацией мозаичных работ.

Многие работники детских библиотек области организовывали и проводили крупные юбилейные мероприятия совместно со школьными библиотекарями и учителями. Асельские библиотекари Пинежского районарешилиобъединиться с работниками Домов культуры и провести для односельчан цикл вечеров и театрализованных представлений. Так Шардонемская библиотека совместно с фольклорным коллективом «Сударушка» подготовила музыкально-тематический вечер «Судьба великого помора», куда вошла поэтическая композиция «Слово о Ломоносове» в исполнении учеников местной школы.

Сурская библиотека при участии творческого коллектива «Суренки» провела литературный вечер «Он наш земляк, он наша слава» и приняла участие в подготовке литературной игры «Только Север величавый мог Ломоносова родить» для учащихся 7–9 классов.

Ерконемская библиотека совместно с ДК и народным хором организовала тематический вечер «Личная судьба М.В. Ломоносова». Тематические и литературные вечера были подготовлены также Сулецкой, Веркольской и Кушкопальской библиотеками.

Труфаногорская библиотека приняла активное участие в театрализованной игре «История поморской семьи», которая проводилась в местной школе для учащихся 5–9 классов. Мероприятие включало в себя и инсценировки событий из жизни М.В. Ломоносова, и игры поморских детей, и колыбельные, и выставку изделий из кости, которую подготовил местный житель, закончивший косторезное училище в с. Ломоносово.

Необычным образом юбилей Ломоносова отмечен и Ясненской библиотекой. Для воспитанников детского сада «Зоренька» было проведено тематическое занятие «Наш земляк — М.В. Ломоносов». В его программу вошли: мультимедийная презентация, демонстрация опытов (в образе учёного Ломоносова), чтение стихов и игровые элементы. Второклассники побывали на брейн-ринге «Сам, как мозаика, цветной» и викторине «Помора сын — ты сыном стал России». Для подростков был организован передвижной читальный зал в Ясненской средней школе, в программу работы которого вошли книжная выставка-просмотр, обзор новых изданий и видеофильм о Ломоносове.

Детские библиотеки области стали организаторами одного городского и двух районных творческих конкурсов, посвящённых юбилею М.В. Ломоносова. Один из них, «Гений земли русской», проходил в Мезенской ДБ с февраля по май. Его участники, учащиеся 1–9 классов, должны были представить на суд жюри творческую работу в жанре живописи или декоративно-прикладного искусства на тему «Эпоха Ломоносова» или написать письмо Ломоносову. В конкурсе приняли участие учащиеся из Мезени, Каменки, сёл Жердь, Бычье, Козьмогородское, Мосеево, Койда, Сояна, и всего было представлено 80 работ.

СотрудникиКоношской ДБ организовали районный конкурс юных энциклопедистов «Науки юношей питают» для учащихся 6–8 классов общеобразовательных учреждений района. Конкурс проходил в два этапа. Первый этап — отборочный — проводился в октябре: его участники отвечали на вопросы, посвящённые жизни, творческому и научному наследию М. В. Ломоносова. На втором этапе победители первого сразились между собой в интеллектуальной игре «Искры таланта», прошедшей по принципу телепередачи «Своя игра». Вопросы касались наук, в которых Ломоносов так или иначе проявил свой талант. В игре приняли участие школьники из Коноши, Подюги, Волошки и Тавреньги.

М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который освоил технику мозаичного набора. Именно мозаике был посвящён городской творческий конкурс, организованный Онежской ДБ. Участники конкурса удивили организаторов не только уровнем своего творческого подхода, но и разнообразием и оригинальностью материала, из которого были составлены мозаичные работы: ребята использовали бумагу, ткань, пряжу, шерсть, яичную скорлупу, различные крупы, пластилин, бисер, паетки, даже стружка от карандаша. Всего в конкурсе приняли участие более 170 ребят от шести до двенадцати лет. В читальном зале, в фойе библиотеки и городской администрации были оформлены выставки работ участников конкурса. Проведено 22 экскурсии. Подведение итогов конкурса состоялось в библиотеке на неделе Ломоносовских чтений. Преподаватели школы №2 представили игру-презентацию о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, а учащиеся ДШИ украсили праздник музыкальными композициями.

Следует отметить и системный подход в организации юбилейных мероприятий. В большинстве детских библиотек они были продуманы для читателей-детей всех возрастных групп, отличались разнообразием приёмов и форм и объединялись в циклы, программы и проекты: «Великий сын земли русской» (Виноградовская ДБ); «Всё испытал и всё проник…» (Карпогорская ДБ); «Мы живём на земле Ломоносова» (Шипицинская ДБ).

Сразу несколько интересных проектов было реализовано в библиотеках Северодвинской МБС. Проект «Жизнь во славу России: гениальный помор и просветитель М.В. Ломоносов» (ЦБ) включал в себя: викторину на русском и немецком языках «Ломоносов — гений земли русской»; мастер-класс на ПК «Великие открытия М.В. Ломоносова глазами детей: современная мозаика»; встречу с потомками рода Ломоносовых и другие нетрадиционные формы работы.

Проект «Через ученье счастливы будут: Ломоносовские уроки в библиотеке» (библиотека «Кругозор») не получил финансовую поддержку, но был полностью реализован. В рамках его были проведены: виртуальная экскурсия для учащихся на родину великого помора «Беломорский Север — родина Ломоносова»; слайд-презентация и кроссворд «В начале жизни школу помню я…»; час творчества «Ломоносовская мозаика».

Читателями были особо отмечены:

  • итоговое мероприятие «Всё испытал и всё проник» по типу игры «Поле чудес» (библиотека «Кругозор»);
  • театрализованное представление «Рождённый под северной звездой» (библиотека «Книжная гавань»);
  • библио-ассамблея «…И первый русский университет» (библиотека «Мир знаний»);
  • виртуальная игра-путешествие «По пути Ломоносова» (библиотека «Открытие»);
  • литературно-музыкальный праздник «Виват, Ломоносов!»

Кроме того, были разработаны и успешно реализованы программы для дошкольников и младших школьников «Гений земли русской» (библиотека «Ковчег»), «И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять…» (детско-юношеская библиотека), цикл мероприятий для младших школьников «Северный гений» (библиотека «Открытие») и другие.

Из интересных масштабных форм хочется выделить: «Большой праздник Ломоносова» (Северодвинская МБС); «Единый День с Ломоносовым» (Красноборский район); «Юбилейный Ломоносовский ноябрь» (Ленский район).

При широком стечении горожан в ЦУМе г. Северодвинска прошёл «Большой праздник Ломоносова», на котором сотрудники МБС представили интерактивную площадку с выездным читальным залом, организовали увлекательную поисковую игру на знание жизни и деятельности М.В. Ломоносова, провели промо-акцию с раздачей рекламных буклетов, содержащих информацию об услугах библиотек.

Единый День с Ломоносовым «300 лет бессмертия» отметили во всех библиотеках Красноборского района18 ноября. Специалисты центральной библиотеки подготовили для сельских коллег рекомендации, составили общий план дня, рекомендательный список литературы «Михаил Васильевич Ломоносов». К этому дню были разработаны и выпущены юбилейные тематические карманные календари и закладки. Печатная продукция вручалась читателям, участвовавшим в конкурсах и викторинах.

Беседуя с детьми о Ломоносове, мы чаще говорим о нём как об учёном, о его достижениях и открытиях и очень редко — как о семейном человеке, у которого были родители, жена и дети. В роду Михаила Васильевича много известных людей, и именно родословному древу семьи Ломоносовых были посвящены мероприятия, подготовленные работниками Онежской детской библиотеки. За основу они взяли передвижные иллюстративные выставки, в дополнение к ним подготовили мультимедийную презентацию «Потомки Ломоносова» (с использованием материалов диска) и литературную игру-викторину «Россией Ломоносов не забыт». С этими мероприятиями они побывали в городских и сельских школах района.

Тяжелее всех воспринимали материал учащиеся 7–8 классов, а самыми любознательными оказались пятиклассники и одиннадцатиклассники. Итогом походов в школы стало желание многих старшеклассников принять участие в читательской конференции, посвященной юбилею М. В. Ломоносова. В ходе мероприятий у слушателей возникало много вопросов, но самым популярным был следующий: «Правда ли, что Ломоносов сын Петра Первого?» Многих удивляла студенческая жизнь великого учёного. Не остался без внимания и тот факт биографии Михаила Васильевича, когда он, оставив отца, ушёл в Москву: «Возможно, он был хорошим и добрым, но меня очень расстроило то, что ради своего просвещения он оставил отца. Как бы сильно ни хотелось достигнуть своих целей, оставлять своих родителей на произвол судьбы ни в коем случае нельзя».

В заключение мероприятия слушателям предлагалось ответить на вопрос: «Что вы думаете о Ломоносове?». Среди ответов можно выделить курьезные:

«Он был великим ученым и в 19 лет пошел в школу…».

«Он знал всё и даже больше».

«Я думаю, что для России было великое счастье в том, что ум Ломоносова был направлен в нужную сторону».

«Умный, красивый... Я бы замуж за него вышла!».

…критические:

«Уникальный человек, вундеркинд. Вот только с детьми ему не везло. И с отцом не попрощался. Лучше так: бедный страдалец, но богатый умом. Больше всего стремился к учению. Но мне кажется, что его чувства сухие как листы учебников, которые он изучал».

«Думаю, что он слишком много времени уделял своим наукам, а семья страдала».

…серьезные и вдумчивые:

«Я думаю, что он стал символом Севера».

«Он доказал, что и у выходцев из крестьянского рода есть шанс добиться многого».

«Он доказал, что даже один человек способен возвысить целую страну».

«Его трудолюбие и усердие впечатлили меня. Я горжусь тем, что он был уроженцем Поморья, т.е. моим земляком».

«Я думаю, что с ним было очень интересно вести беседу».

«Он думал не о себе и своей известности, он думал о развитии своей страны»

«Смелый, умный, целеустремленный, пример для подражания».

«Он как Леонардо Да Винчи, только русский. Думаю, что он был очень упрямым (не каждый решится далеко уйти от своих родных».

«Я думаю, что он не зря прожил свою жизнь».

У некоторых слушателей получились даже мини-сочинения. А девятиклассник Степан Бабушкин вместо ответа написал «Рэп-оду о Ломоносове»: «Ломоносов, в натуре, крутой чувак! Он много сделал замечательного для России-матушки, огромный вклад свой внес для России. Просветил мой ум и сердце. И вообще, слава ему вечная. Химию он там изучал, физику и всё такое. Короче, крутой был пацан Михайло. Побольше бы таких замечательных людей на нашей планете. Михайле Ломоносову респект и уважуха!!!».

250 детей и подростков Архангельской области приняли участие в областном творческом конкурсе «Любо говорить о Ломоносове», организованном АОДБ им. А.П. Гайдара, немалое участие в продвижении которого приняли сотрудники многих библиотек на территории области. Особая благодарность библиотекарям из Холмогорского и Виноградовского районов, чьими усилиями авторы лучших работ смогли приехать в Архангельск. Подростки не только получили из рук жюри заслуженные грамоты и призы, но и успешно выступили на Детских Ломоносовских чтениях, которые проходили в Архангельской областной детской библиотеке им. А. П. Гайдара.

Вот таким получился наш библиотечный «ломоносовский обоз». Традиционным и в то же время креативным, где-то по-поморски неторопливым и размеренным, а где-то очень даже современным, в стиле «рэп». Сотрудники практически всех библиотек области проявили неформальный поход к организации мероприятий в честь года М.В. Ломоносова и внесли достойный вклад в дело популяризации личности и деятельности гениального помора.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что вся проделанная в области работа была посвящена достижению важной цели — чтобы юные северяне знали, помнили и гордились своим именитым земляком — великим русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым.



Назад в раздел